Беседа с архиепископом Максимилианом (Лазаренко). Святитель Игнатий писал для тех, кто ищет пути в Царство Небесное

- Можно выделить две стороны в творениях святителя Игнатия. Первая - это прекрасное знание святоотеческого наследия, которое является фундаментом для всех его творений. Он прекрасно знал пять иностранных языков, читал творения святых Отцов в подлиннике и обладал прекрасной памятью. Когда святитель Игнатий посещал Московскую духовную академию, он побывал в библиотеке, где нес тогда послушание известный русский богослов протоиерей Александр Горский. "Было совершенно очевидно, - писал архиепископ Леонид Краснопевков, - что все преимущество в знаниях на о. Игнатия стороне. А когда вопрос зашел об аскетической литературе, то явно было, что отец Игнатий имеет не просто обширную начитанность, но и глубокое понимание и основательную ученость в этой области... и тогда он умел, чтобы не оскорбить чужого самолюбия, дать заметить, что это знание очень обыкновенное". Этот случай свидетельствует не только о высочайшем интеллектуальном его уровне, но и о высоких нравственных качествах.
Кроме того, он имел незаурядный литературный талант. В юности, когда Димитрий Брянчанинов, будущий святитель Игнатий, поступил в Главное инженерное училище, он посещал литературный кружок тогдашнего президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина, своего дальнего родственника. Здесь бывали лучшие литераторы того времени - Александр Сергеевич Пушкин, Константин Николаевич Батюшков, Иван Андреевич Крылов, Николай Иванович Гнедич... Литературные опыты юноши получили высокую оценку этих выдающихся писателей, которые составляют гордость нашей литературы.

- Возможно, Владыко, литература потеряла великого русского писателя в лице Димитрия Брянчанинова...

- С этим я не могу согласиться. Свои литературные дарования - а они, по свидетельству современников, были незаурядны - Димитрий Брянчанинов принес на службу Церкви, на службу Господу. Не случайно, наверное, до нас не дошли ранние литературные опыты Димитрия Брянчанинова, они растворились в его "Аскетических опытах" и других сочинениях святителя Игнатия, посвященных самому важному в жизни человека - поискам смысла жизни, поискам Бога.
Святые не сразу становятся святыми, они возрастают постепенно, от силы в силу. Святитель Игнатий начал писать с молодых лет, но публиковать их решил только в конце жизни, когда он достиг наибольшей высоты духовной. Всё ранее написанное он пересмотрел, переработал и только потом представил на суд православных верующих.
Его творения - не рассуждения теоретика, оторванного от жизни, а размышления человека, который трудился, подвизался в поисках пути в Царство Небесное и достиг его преддверия. В своих творениях святитель Игнатий делится своим уникальным опытом с теми, кто пожелает идти в Царство Небесное. Опыт этот драгоценен для нас, потому что это опыт человека, строившего свою духовную жизнь по советам святых Отцов и видевшего землю обетованную. Опыт древних святых Отцов он адаптировал к своему времени, так как изменились внешние обстоятельства жизни. Своим целожизненным подвигом он доказал, что творения Отцов не потеряли своего значения и в наше время. Более того - только святоотеческий путь и есть истинный путь к спасению.
Духовная дочь святителя Игнатия С.И. Снессорева вскоре после его преставления в тонком сне увидела святителя Игнатия, полного цветущей молодости, который обратился к ней с такими словами: "Думайте о смерти! Не заботьтесь о земном! Все это только - сон! Всё, что написано в моих книгах, всё - истина!" Святитель Игнатий - это суровый подвижник и великий ум, оставивший нам свои бесценные творения.
О том, что это был великий ум, свидетельствует история его пребывания в Оптиной пустыни. Там они с Михаилом Чихачёвым бедствовали. Димитрий Брянчанинов был очень слабого здоровья, а ему, как и всем оптинским монахам, давали только грубую пищу, которая ему совершенно не подходила. Михаил и Димитрий пытались сами себе готовить, но не имели даже ножа, чтобы чистить картошку, топором чистили... Но и это Димитрию не помогло. Он заболел тяжелой болезнью и был близок к кончине. Строгий и непреклонный отец Дмитрия Брянчанинова, который отрекся от старшего сына, когда тот вопреки родительской воле принял монашество, узнав о состоянии сына, сжалился над ним и прислал экипаж, чтобы привезти его к себе домой и спасать его жизнь.
Когда послушник Димитрий Брянчанинов уходил из Оптиной пустыни, батюшка Макарий говорил: "Был Великий Арсений, и у нас в России был бы свой Великий Арсений, если бы он пошел другой дорогой. Это - Игнатий (Брянчанинов). Это был великий ум". Варсонофий Оптинский говорил, что, когда хоронили святителя Игнатия, "...ангелы дориносили его душу и пели: "Архиерею Божий, святителю отче Игнатие". Вот была ангельская песнь".
Здесь важно не то, что, по мнению преподобного Макария Оптинского, Димитрий Брянчанинов не достиг уровня Арсения Великого, а то, что его сравнивали с древним величайшим святым, одним из основателей монашеского жития. И, действительно, равного святителю Игнатию наставника для современного монашества трудно найти. Трудно найти равного ему по глубине ума, по глубине понимания Евангелия и учения святых Отцов...
Не хочу умалять ни святителя Феофана Затворника, ни Оптинских старцев, ни святого праведного Иоанна Кронштадтского, ни других святых, близких нашему времени. О святителе Игнатии преподобный Варсонофий Оптинский сказал: "Очень глубоко смотрел епископ Игнатий, и даже, пожалуй, глубже в этом отношении епископа Феофана. Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта". Столь же высокую оценку творениям святителя Игнатия давали и другие святые и подвижники благочестия последнего времени.

- Как же объяснить, что мы имеем такого замечательного духовного учителя и почти не воспринимаем его советов? Книги святителя Игнатия сейчас выходят регулярно, было несколько изданий собрания сочинений, одно другого полнее. Кроме того, часто публикуются отдельные произведения его, письма... Но, глядя на сегодняшнюю церковную жизнь, не очень-то замечаешь следы влияния трудов святителя Игнатия... Почему это происходит, как Вы думаете, Владыко?

- Видите, в чем дело... Святые Отцы давно говорили о том, что снижается духовный уровень христиан. Святитель Тихон Задонский писал: "Христианство постепенно удаляется от людей и остается одно лицемерие". То есть остается внешняя сторона, которая важна, если наполнена силой соответствующего духа. Внешние формы важны настолько, насколько они оказывают благотворное влияние на душу человека. Святитель Игнатий писал как раз о самом важном - о сути христианства, о душе человеческой, о том, как исцелить её от страстей и грехов.
Мы же зачастую именно от сути, от духа уходим в сторону внешней формы, ставя её на первое место. А коль скоро остается одна форма без духа, она становится мертвой и подверженной разложению, как человек, из тела которого вылетела душа. Православный не отказывается от христианства, он считает себя верующим, он исполняет все внешние формы - пост, молитва и т.п., но жизнь свою изменить и жить по заповедям Божиим не желает. Он готов признавать христианство, но такое, которое не тревожило бы страстей, не заставляло бороться с ними... Борьба с ветхим человеком, со грехом - труд, и труд очень тяжелый!
Посмотрите на спортсменов - они же трудятся с утра до вечера, они себе отказывают во многом, соблюдают строгий режим и добиваются удивительных результатов. Так и святые. Они трудились в непрестанной борьбе со своими немощами и становились святыми. Достигали высшей степени уподобления Богу. Их называют преподобными.
Многие творения святителя Игнатия посвящены аскетике, и это не только "Аскетические опыты" или "Аскетические проповеди". И во многих других творениях этого духовного писателя говорится о подвижничестве, о его значении для духовной жизни. Подвижник - это аскет, слово "аскео" значит "упражняюсь", "тренируюсь", "тружусь".
Вы знаете, многие любят по телевизору смотреть спортивные состязания - футбол, хоккей, баскетбол... Но многие ли из телезрителей сами заставляют себя выйти на футбольное поле, на баскетбольную или хоккейную площадку?.. Сегодня большинство таких любителей спортивных телепередач остаются теоретическими созерцателями. Так и в христианстве. Очень тяжело заставить себя трудиться, заставить себя преодолевать свои греховные привычки и склонности, бороться со страстями, простить обидчику, не осудить недоброжелателя, не позавидовать более успешному и так далее. Авва Лонгин говорил: "Пролей кровь и прими дух". А кровь проливать - это всегда тяжело, и не каждый желает это делать.
Другая причина малого внимания наших современников к творениям святителя Игнатия заключается в том, что он пишет о духовной жизни, хотя и не о самых её возвышенных формах, но и те степени, о которых он пишет, для многих - очень высоко, непонятно, неинтересно. Многие из нас порабощены страстями, особенно гордостью и тщеславием; творения святителя Игнатия открывают нам наши немощи, срывают с нас красивую маску и обнажают наши болезни. Это нам неприятно, и поэтому многие отвращают свои взоры от творений святителя Игнатия. Симеон Новый Богослов об этом пишет так: "От того, кто творит в Духе Святом, высокоумные и недугующие диавольскою гордынею отвращаются, как высокоумного и горделивого, будучи словами его паче поражаемы, чем приводимы в умиление и сокрушение, а того, кто мелет, как жернов, и говорит от чрева своего и по науке, хвалят и принимают, хотя о деле спасения своего всё лживо толкуют. Таким образом, между такими нет того, кто бы смог добро как есть на самом деле распознать и видеть людей или дело спасения". Подобную мысль высказывал и преподобный Лев Оптинский: "О жизни высокой монашеской или схимонашеской не всякий может здорово судить, а особенно имеющий душевное око неочищенным".

- Как мы знаем, западное христианство пошло именно таким путём - путем, максимального облегчения для человека его жизни в церкви. Католики и протестанты хотят привлечь таким образом людей к вере...

- Стараться и кровь не проливать - вспомним выражение аввы Лонгина, и Царство Божие заработать, это, по-моему, говорит о лукавстве ума. Но Спаситель сказал, что Царство Божие нудится. Западное христианство больше не призывает своих прихожан бороться со страстями. Это очень приятно и удобно нашему ветхому человеку, чтобы успокоить свою совесть. Протестанты, к примеру, говорят: мы все святы святостью Иисуса Христа. Достаточно только верить в Спасителя, а святость Христа, Его Божественная кровь очищает все наши грехи. Значит, можно жить как хочется... Не хочу сказать, что там все преступники, нет; но они вряд ли борются со своими страстями, как учили святые Отцы, как призывает святитель Игнатий. У них хорошая нравственность, но трудно поверить, что у них высокая духовность.

- Но ведь это же очень сложно - бороться со страстями, это и неприятно к тому же...

- Творения святителя Игнатия (Брянчанинова) и не рассчитаны на то, чтобы кому-то было приятно, комфортно их читать. Цель творений святителя Игнатия - не создать комфорт для души, порабощенной грехом, а помочь победить грех и приблизиться к Богу, к источнику всякого блага и радости. Благодаря его творениям мы видим, что имеем страсти, что с ними в Царство Небесное не войдешь. Надо бороться. Только истинный друг скажет нам правду, хотя бы она и была неприятна нам. А друг должен быть с характером. Именно таковы творения святителя Игнатия.
И, действительно, подчас нападает печаль, когда мы начинаем видеть состояние нашей души, уязвляемой грехами. Гораздо приятнее об этом не думать - знаете, как страус: спрятал голову в песок, и никаких проблем нет, всё хорошо... Но это печаль - печаль по Богу, это та печаль, которая призывает ко спасению.
Как похожи на такого страуса христиане, которые пытаются идти лёгким путем, хотят спасаться комфортно. Сидя в мягком кресле, с чашечкой кофе рассуждать о тех или иных добродетелях, конечно, легче, чем стоять на долгих церковных службах, выполнять молитвенное правило, отказать себе в исполнении греховных желаний, вошедших в привычку. Мы не хотим утруждать себя, лишать себя удовольствий. Зато учить других, как надо жить, мы всегда готовы.
Преподобный Серафим Саровский говорил: других учить - это как камушки с колокольни бросать. А самому исправляться - это как камушки на колокольню таскать. Камушки на колокольню таскать никто не желает. А вот поучать других, наставлять, укорять за нехристианское поведение - это мы мастера, это всегда с удовольствием. Современные христиане стараются без трудов получить Царство Небесное, а святитель Игнатий лишает их этой иллюзии. Он призывает к труду, к подвигу.
Когда я в Троице-Сергиевой лавре нёс послушание в подсобном хозяйстве, мы приглашали ветеринарного врача, чтобы он посмотрел наших коров, подрезал им копыта и провёл другие профилактические мероприятия. И ветврач сказал, что коровы не любят людей в белых халатах, то есть ветеринаров. Это объясняется тем, что врачи часто доставляют коровам неприятные ощущения или даже боль. Но это делается для блага животных. Что им бывает больно, коровы понимают, а вот понять то, что через малую боль они избавляются от великой боли, у животных ума не хватает. К сожалению, многие христиане воспринимают окружающую жизнь подобным образом.
Среди людей, которые стремятся к комфортному христианству, творения святителя Игнатия не очень-то популярны. К сожалению, их становится всё больше: сегодняшние христиане в основном - по имени христиане, а не по сути. Святитель Игнатий писал для тех, кто хочет постичь суть христианства, он им помогал в трудном, опасном, тернистом пути к Царствию Небесному. Поэтому, думаю, святитель Игнатий недостаточно известен широкому кругу. Но он не один такой. Преподобный Нил Сорский, юбилей которого мы в прошлом году отметили, - тоже святой малоизвестный, несмотря на огромное значение для Русской Православной Церкви. Он тоже писал не о внешней форме христианства, а о внутренней брани.

- А что можно сделать, чтобы такие святые, как святитель Игнатий, преподобный Нил Сорский, стали более известны?

- Эти святые учили, что такое правильная христианская духовная жизнь. Чтобы заинтересовать людей такой жизнью, нужны живые примеры христианских подвижников. Они были в древности, есть и в наши дни, хотя и чрезвычайно редки - вспомним отца Николая (Гурьянова) с острова Залита, архимандрита Иоанна (Крестьянкина) из Псково-Печерского монастыря, архимандрита Кирилла (Павлова) из Троице-Сергиевой Лавры... Люди видят, что жить по-настоящему по-христиански возможно, и у них появляется стремление подражать таким подвижникам. Живой пример гораздо действеннее любой книги, так как книга содержит много сухого, мертвого. Но, когда живые подвижники умалились до крайности, их место заняли книги и творения таких духовных писателей, как святитель Игнатий и святитель Феофан Затворник, Оптинские старцы...
Подвижники - это, конечно, подобные нам люди, с такими же, как у всех, страстями и недостатками, но они отличаются от нас духовным горением, горячим желанием искоренять свои слабости и немощи. Если же мы желаем спастись без труда, то творения святителя Игнатия нам мало полезны. Больше нужны другие книги - о чудесах, о мироточениях, о прозрениях, о каких-то паломничествах...

- Выходит, Владыко, о чудесах и паломничествах и писать не стоит?

- Надо понимать, что любое чтение может быть и вредно, и полезно, - это зависит от духовного уровня читателя. На первом, начальном этапе, когда человек только приближается к пониманию сути христианства, такие книги могут и полезными быть, они могут заинтересовать человека, стать толчком к следующему этапу, к более глубокому постижению веры христианской. Но если он дальше не пойдет - тогда, к сожалению, труды святителя Игнатия вряд ли ему потребуются. Он будет полагать, что главное - это как раз мироточащие иконы, чудесные исцеления. Такие люди удовлетворяются внешней формой, внешними знаниями о христианстве, внешним деланием.
Святые говорят, что внешнее делание - это лист. А всякий лист на дереве только тогда хорош, когда это дерево дает в конце концов плод. Возьмем любое плодовое дерево - яблоню, вишню, грушу... Все они нужны нам настолько, насколько они плодовиты. Вспомним бесплодную смоковницу. Так же и в христианстве. Все эти внешние явления и формы хороши, когда они приносят добрый духовный плод. Но они могут принести и злой плод, ядовитый плод. Во-первых, приходят помыслы - дескать, ты не такой, как все, выше их; ты же соблюдаешь большое молитвенное правило, кладешь много поклонов, много постишься... Тщеславие всегда найдет себе пишу. И чем выше внешние подвиги, тем больше пищи для тщеславия. И чем больше такой человек будет подвизаться, тем больше его будут обуревать тщеславные помыслы. Кроме того, внешние подвиги могут стать известны окружающим, подвижника начинают чтить, хвалить, превозносить... Если человек не трудится духовно, превозношение попадает на удобренную тщеславными помыслами почву, и его самомнение и другие страсти растут как грибы после дождя...
Святитель Игнатий об этом предупреждает. Конечно, человеку, который мнит о себе, будто он уже где-то рядом с Антонием Великим, тяжело отказаться от высокого мнения о себе, тяжело понять, что он ничего, по сути, не достиг. Для гордого человека это практически невозможно. Поэтому если даже человек, охваченный самомнением, гордыней, возьмется читать творения святителя Игнатия, спустя некоторое время он их может просто в сторонку отложить и постарается забыть, чтобы совесть успокоилась и не обличала его за нерадивую жизнь. А для большей убедительности такой человек постарается найти недостатки у святителя Игнатия и тем самым принизить значение его творений. Вероятно, этим можно объяснить то, что только в последнее время православные стали пытаться критиковать этого святого. Раньше такого не было.
Что у него находят негативного? Его обвиняют в том, что он за шесть лет сменил семь монастырей. Конечно, общее правило учит, что то древо, которое часто пересаживается, не принесет плода, поэтому монаху надо подвизаться в одном месте. Это очень важно, но везде необходимо рассуждение. Чем объясняются частые переходы святителя Игнатия из монастыря в монастырь? Попытаемся ответить на этот вопрос.
Во-первых, он около года был в послушании у преподобного Льва Оптинского. И, естественно, за послушание перемещался вместе с ним из одного монастыря в иной. Таким образом он побывал в трех монастырях: Александро-Свирском, Площанской пустыни и Оптиной пустыни.
В это время он вышел из послушания преподобному Льву. Это также ставится ему в вину. Некоторые называют это разрывом. О причинах их расставания нам судить очень сложно, так как их духовная жизнь гораздо выше нашей, и нам мало открыта. Наши суждения о поступках святых подобны суждению школьника о поступках и решениях академиков. Мало того, тогда этот вопрос решался с рассмотрением множества обстоятельств, нам неведомых, двумя лицами, оба из которых уже причислены к лику святых. А мы, не будучи знакомы с многими обстоятельствами дела, зная лишь о некоторых из них из книг авторов, которые не были участниками этого события и излагали весьма субъективно, пытаемся дать оценку.
Несмотря на изложенное, многих интересует вопрос о причине расставания святителя Игнатия и преподобного Льва. Попытаемся дать ответ с учетом всего вышесказанного. Для этого дадим слово участникам этого события.
Из записок Михаила Чихачева, духовного друга святителя Игнатия, нам известно, что святитель Игнатий был в строгом послушании у преподобного Льва около года. Вскоре его перестало удовлетворять руководство преподобного Льва, "ибо старец, по слову святителя Игнатия, не может решить всех недоумений, которые приходится по большей части решать ему самому". Несмотря на это, он продолжал оставаться в послушании преподобному Льву. Вскоре в тонком сне ему было дивное видение. Об этом видении было сказано преподобному Льву, и он, не усомнившись в истинности данного видения, благословил святителя Игнатия более не обращаться к нему, "а состоять под ведением общего монастырского духовника". Оставление духовного руководства преподобного Льва произошло по благословению самого же преподобного Льва и за послушание святителя Игнатия. Это никак нельзя назвать разрывом. Напротив - это шаг послушания.
Мало того, и после этого святитель Игнатий находился с преподобным Львом в теплой переписке, из которой следует, что между ними сохранились добрые отношения и полное единодушие. И эти слова находят подтверждение в реальном деле. В 1840 году на преподобного Льва усилились гонения, он обратился за помощью к святителю Игнатию, благодаря заступничеству которого старца оставили в покое.
Профессор Московской духовной академии игумен Марк (Лозинский) причину расставания объясняет следующим образом: "Думается, что к описываемому времени будущий святитель достиг такой же, а может быть, и большей духовной высоты, чем его руководитель, иеромонах Леонид", а для того, чтобы руководить, нужно быть значительно выше пасомого. Несмотря на неудовлетворенность духовным руководством старца Льва, святитель Игнатий не выходил из послушания ему и удалился от преподобного Льва с его благословения.
О перемещении святителя Игнатия из Оптиной пустыни было сказано ранее. В Кирилло-Новоезерском монастыре святитель Игнатий (Брянчанинов) из-за очень влажного климата заболел жестокой лихорадкой и после нескольких месяцев мучительной болезни вынужден был оставить обитель на Новом озере. Далее в Семигроднюю пустынь и в Пельшемский Лопотов монастырь он перемещается не по своей воле, а по воле епархиального архиерея. В Троице-Сергиеву пустынь святитель Игнатий перемещается опять же не по своей воле, а по воле Государя Императора.
Причина перемещений святителя Игнатия из монастыря в монастырь ускользает из поля зрения его критиков, как и то, что он провел почти четверть века в нелюбимом им монастыре с неблагоприятным для него климатом, который он считал "по всему несоответствующим его целям духовным". Они также упускают из вида то обстоятельство, о котором игумен Марк (Лозинский) писал: "Только истинное монашеское послушание не позволило ему уклониться от нового назначения" в Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом.
Когда мы что-либо делаем, мы в это дело вкладываем часть своей души. Мы сродняемся со своим делом. Оно становится нам близким и дорогим, и чем больше сил и времени вкладываем в дело, тем более дорогим для нас оно становится и тем тяжелее нам с ним расставаться. Но не так было у святителя Игнатия.
За 24 года святитель Игнатий привел Сергиеву пустынь в прекрасное состояние, как материальное, так и духовное. Но, по словам святителя Игнатия, Сергиева пустынь так и не стала ему близкой и дорогой. Она осталась ему чужой. О Сергиевой пустыни он писал: "Ни к чему в ней не прилепилось сердце, ничего мне в ней не нравится. Я занимаюсь устроением ее как обязанностью, принуждаю себя любить Сергиеву пустынь. Обитель эта совершенно не соответствует потребностям монашеской жизни. Одного прошу, чтоб развязали меня с Сергиевой пустынью. Всякое решение Святейшего Синода приму с благодарностью". Из этого можно увидеть, насколько тяжело ему было быть настоятелем пустыни. А этот тяжелый крест он нес почти четверть века. Насколько же тверд он был в подвиге послушания, а значит, и насколько он был высок духовно!
Подводя итог, мы видим, что два монастыря святитель Игнатий покинул из-за жестокой болезни, которая грозила ему смертью, а остальные перемещения были не по его воле, а за послушание. Получается, что частые перемены монастырей - это не его недостаток, а напротив, плод его истинно монашеского послушания.

- Некоторые еще критикуют, святителя: дескать, в наше время его писания ничего уже не дают...

- Да, есть такие, кто просто не смог понять его творений. Другие никак не смогли согласиться с мыслями святого, потому что они противоречат принципам их жизни, а расставаться со своими принципами они никак не хотят. Такие люди начинают критиковать святителя, они стараются и себя, и других убедить, что точка зрения святителя и не подходит к нашему времени. Известный современный духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал так: "Время такое настало, что у многих личные интересы легко заслоняют истину". В наш век принято ставить под сомнение всё, что каким-либо образом колеблет сложившуюся у нас точку зрения. Свою иерархию ценностей многие люди считают главной и непоколебимой, остальные мнения они или приспосабливают под нее, либо отбрасывают как ошибочные. Тем самым серьезно ограничивают свои познавательные возможности и сужают горизонты познания.
В то же время очень сильно сказал о творениях святителя Игнатия преподобный Варсонофий Оптинский: "Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова) необходимы, они, так сказать, азбука духовной жизни". Как без изучения и освоения азбуки нельзя учиться дальше и изучать более высокие науки, так и сочинения святителя Игнатия являются настольной книгой ревнующего о своем спасении, без которой очень сложно идти дальше по пути духовного делания. Но в его творениях не только азбука, там и высота богословия. "Когда я читаю сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова), - говорил преподобный Варсонофий Оптинский, - я удивляюсь его прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания... Его сочинения как-то особенно располагают к себе моё сердце, моё разумение, просвещая его истинно Евангельским светом".

- Об этом Вы ведь и говорили в своем докладе на конференции "Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова"...

- Кстати, критикуют святителя Игнатия и известные богословы. Это, на мой взгляд, начало отказа от наследия святых Отцов. По-моему, такие действия - тревожный сигнал. Похоже, мы вступаем на путь западных Церквей, на путь протестантов, которые отринули святоотеческое Предание и на его место поставили свой ум, свой духовный опыт, всё внимание перенесли на внешнее.
Это очень опасный путь. Мой доклад посвящен разбору брошюр иеромонаха Доримедонта, который критикует учение святителя Игнатия о послушании и, на мой взгляд, делает это необоснованно. Но доклад касается не только его. Иеромонах Доримедонт ясно выразил тот дух времени, который всё больше набирает силу.