Летопись Толгской обители

1987–1988 гг.

Как сказал великий подвижник и светлый пастырь Христов протоиерей о. Иоанн Кронштадтский: «Во всем, что существует и происходит, Господь — полновластный Хозяин». Горькой была мерзость запустения, опустившаяся на Свято-Введенский Толгский мужской монастырь после его закрытия в 20-х годах. Но сие попустил Господь за грехи рода нашего. И тем радостнее ныне происходящее возрождение этой святой обители. Сама Царица Небесная милостиво призрела на сие место явления Ее славы, и, по молитвам Ее, благоволил Господь опять вдохнуть духовную жизнь в древние стены этого старинного русского монастыря.

Приближался большой православный праздник 1000-летие крещения Руси, который было решено отпраздновать в июне 1988 года. 28 августа 1987 года в Толгский монастырь и Ярославль приехал наш земляк, секретарь ЦК КПСС Александр Николаевич Яковлев. Он осмотрел монастырь и уехал, а в сентябре появилось сообщение, что Толгский монастырь передается верующим. Вероятно, коммунистическая партия решила сделать верующим этой передачей подарок к празднику. [1]

В ноябре детская колония малолетних преступников, соседка монастыря, выехала в другой район страны. Последние жители обители, жившие здесь десятки лет, были выселены еще в 1986 году. Оставалось сделать еще огромную работу по ремонту и реставрации зданий и храмов монастыря.

Святейшим Патриархом Пименом и Святейшим Синодом определено отныне быть Толгскому монастырю женской обителью. Руководство работами по восстановлению Толгского монастыря было возложено на архиепископа Ярославского и Ростовского Платона.

Руководству колонии о ее ликвидации стало известно в начале 1987 года. Колонию начали расформировывать, воспитанников направляли в другие колонии (число их доходило до 1000 человек от 14 до 18 лет), имущество также перераспределяли в другие колонии или продавали. В ноябре 1987 года началась постепенная передача Толгского монастыря и бывшей колонии Ярославскому Епархиальному Управлению. Все работы по приемке монастыря и колонии возглавлял и контролировал лично архиепископ Ярославский и Ростовский Платон.

Владыка организовал из верующих бригаду кочегаров, возглавлять которую благословил бригадира Дорошко Николая Харитоновича.

Еще весной 1987 г. кочегары колонии, оставленные без командирского надзора, напились, ночью заснули. В результате, замерзли и разморозились даже котлы в котельной, разморозились почти все теплосети зданий.

К отопительному сезону работниками бывшей колонии были кое-как отремонтированы два котла, и с наступлением холодов бригада Дорошко начала дежурства в котельной.

Рано утром 5 декабря 1987 г. произошла большая авария. Виной была халатность бывших работников колонии, которые не закрыли вовремя вентили на трубах отопления, идущих от теплотрассы в бывшее общежитие 1-го и 2-го отрядов колонии. В теплосетях здания замерзла вода. Когда начали топить, горячая вода растопила лед в трубах, и вода хлынула из разорванных труб на втором этаже. Уже в некоторых комнатах начала обваливаться штукатурка с потолков (в том корпусе тогда никто не жил). Ликвидировать аварию пришлось с риском для жизни, так как электропитание корпуса не было отключено. С Божией помощью отключили электропитание корпуса и закрыли вентили на трубах, подводящих тепло к корпусу.

Отапливались (еле-еле, т. к. трубы были наполовину забиты песком) только два основных здания, теплосети которых еще работали, — бывшего общежития 3-го и 4-го отрядов (Монастырской гостиницы кон. XIX в.) и Административного корпуса с проходной.

По благословению Владыки Платона в колонию прибыли 2 декабря 1987 года — Емеличев Владимир Ильич, а 5 декабря 1987 года — назначенный экономом монастыря архимандрит из Омска о. Димитрий (Храмцов). Емеличев В.И. работал первое время кочегаром, сторожем и одновременно стал помощником о. Димитрия по всем хозяйственным вопросам.

Территория бывшей колонии в декабре 1987 года еще охранялась, так как имущество военных еще не было вывезено, а верующие проходили на территорию по пропускам. Верующие, мужчины-кочегары, в основном, были приезжие и жили на территории колонии в освободившемся общежитии 3-го и 4-го отрядов (Монастырской гостинице кон. XIX в.). Для проживания выбрали самое чистое место во всей колонии: бывшую медсанчасть в северной половине первого этажа Гостиницы. Готовили еду на электроплитках в коридоре. Трудиться было очень тяжело, спать приходилось мало. В корпусе было холодно, батареи едва грели. Территорию всю завалило снегом. Остатки угля приходилось ломами добывать из-под снега и возить на тачках в котельную. Помимо смены в котельной, они расчищали снег, ходили в магазин за продуктами и выполняли другие работы. Жили верующие очень дружно, воодушевляемые чувством святости дела и места, осеняемые благодатию Божиею.

Рядом, за бетонным забором и колючей проволокой, был старый монастырь, но никто еще в нем из верующих-кочегаров не смог побывать, так как все сильно уставали, в монастырь надо было идти окружным путем вдоль заборов с внешней стороны, а все было завалено снегом. Верующим не терпелось пробить проход со стороны колонии в старый монастырь, но военные не соглашались, так как не всё их имущество было вывезено, и территория охранялась.

В годы закрытия сам монастырь служил прежде всего для проживания местных жителей. Нищета была такая, что квартиры были устроены не только во всех сторожевых башнях, но даже в церковных куполах. Для этого в стенах куполов пробивались дырки, в них вставлялись рельсы, на рельсах настилался пол, и на верх ставились крутые лестницы. Такие квартиры были, например, в куполе Никольского храма. Для утепления верхние части под куполом перекрывались, наглухо заколачивались. При этом внизу, где отапливалось печами с дровами, было тепло, а наверху зимой мороз был до минус сорока градусов. Разница температур приводила к большим подвижкам, к разрушению стен. Поселенцы понаделали в строениях монастыря при помощи перегородок множество квартир, роились подобно пчелам. Для обогрева они везде ставили печи, дымоходы прорубали в старинных стенах.

Монастырь (ансамбль) был беспризорным и неохраняемым. Освобожденный в 1986 году от жителей монастырь подвергся нападению окружающих его дачников, которые тащили из него все, что можно было унести: доски, кирпичи, оконные рамы, двери. Дошло даже до такого варварства: на чердаках строений монастыря вырезали из обвязки крыш сухие бревна. Весной 1987 г. монастырь начала охранять бригада добровольцев ВООПИК, в числе которых были Новиков С.Е., Поркуян Олег, Суконщикова Надежда, Кузнецов Сергей.

В середине декабря 1987 года приехали на работу еще верующие, и отец Димитрий решил начать осваивать старый монастырь. Вдоль заборов с северной стороны от проходной колонии проделали тропу. Очень мешали клубы проволоки «путаницы», наваленной вдоль стены, приходилось ее обходить. Старый монастырь весь был завален снегом, по которому шли тоненькие тропки. Молодых добровольцев ВООПИК поблагодарили за охрану монастыря, и в середине декабря 1987 года на их место поселились первые верующие сторожа монастыря (одним из них был Петр Кривощеков, в последствии ставший диаконом, а потом священником Толгского монастыря). Было трудно: приходилось топить печи, заготавливать дрова, за водой нужно было ходить в колонию, так как в монастыре колонка замерзла. По указанию о. Димитрия началась консервация старого монастыря, его круглосуточная охрана: были заколочены все проемы в башнях и зданиях, все проходы. Это вызвало недовольство тех, кто привык в случае какой-либо своей нужды приходить и выламывать в постройках монастыря нужный им строительный материал.

Святое дело не бывает без искушений. 4 января 1988 г. сторожа с вечера натопили печь и, по неопытности, прикрыли задвижку трубы, оставив в печи тлеющие головешки. К утру они сильно угорели. Петр Кривощеков утром очнулся, встал с постели и упал на пол без сознания. Следом очнулся сторож Сергей. Он сумел доползти к выходу и открыл дверь, затем, чуть отдышавшись, он добрался до святой воды и окропил ею Петра. Тот очнулся, и вдвоем они раскрыли двери и окна и помогли выбраться на улицу потерявшим сознание Димитрию и Виктору. По милости Божией, все остались живы и невредимы.

В течение декабря 1987 г. и января 1988 г. продолжалась передача строений и имущества бывшей колонии Церкви. Все ценное имущество колонии было вывезено в другие колонии: станки, дизель-генератор, медицинская аппаратура, мебель и другое. Были разукомплектованы столовая в бывшей школе, медицинские кабинеты, гараж, баня, цеха завода; из вещевых и продуктовых складов были вывезены на дрова даже деревянные стеллажи. В результате, практически все, когда-то комплексное и налаженное хозяйство бывшей колонии было полностью разорено.

Владыкой Платоном было принято решение: начать возрождение монастыря с хозяйственной зоны, с восстановления энергетических систем, отопления, котельной, водопровода, линий связи. Всеми работами на хозяйственной зоне монастыря руководил архим. Димитрий (Храмцов).

В первую очередь начали ремонт тепловых сетей бывшего общежития 1-го и 2-го отрядов колонии, так как он предназначался в будущем для временного поселения насельниц монастыря (нынешний Паломнический корпус).

Уже в конце декабря 1987 года в монастыре появились женщины: паломницы и некоторые из будущих насельниц монастыря. Они помогали с уборкой помещений, готовили еду, работали в бухгалтерии (Елена Масляева, ныне игум. Сергия, с 2000 года настоятельница Покровского женского монастыря в Рязанской епархии). Так как на территории монастыря им жить было негде, они жили у верующих в соседнем с монастырем селе.

Рождество Христово в январе 1988 г. справляли в храме с. Толгоболь. Также в воскресные дни многие верующие ходили туда на богослужение за неимением своего храма.

В середине января 1988 г. в монастырь приехал прораб Управления по реставрации Свято-Данилова монастыря из Москвы Савинов Валентин Николаевич, которому было поручено возглавить работы по реставрации Ансамбля монастыря.

В середине января 1988 г. в монастырь приезжал известный кинодокументалист Юрис Подниекс, который снимал несколько часов виды старого монастыря.

Приезжали в монастырь паломники, священники, монахи, посмотреть на вновь открывающуюся святую обитель, помогали кто чем мог.

28 января 1988 г. в монастырь приехал наместник Свято-Данилова монастыря в Москве архимандрит Тихон. Он приехал ознакомиться с монастырем и сообщил, что скоро приедет в Толгский монастырь игумен Евстафий (Евдокимов), который будет осуществлять надзор за реставрационными работами которые будет проводить Управление по реставрации Данилова монастыря.

Чуть ли не каждый день в монастырь приезжал Владыка Платон. В один из своих приездов в конце января 1988 г. Владыка осмотрел помещения бывшей Монастырской гостиницы и благословил в южной угловой комнате на 2-ом этаже устроить временный храм. Устройством его руководил архим. Димитрий. Это было большое и радостное событие в жизни восстанавливающегося монастыря: появилось место для совершения богослужений. Комнату очистили, установили иконы, каждый день стали читать акафист перед Толгской иконой Божией Матери.

30 января 1988 года произошло еще одно большое событие в жизни монастыря. Поскольку военные, в основном, вывезли из бывшей колонии свое имущество, начальник части разрешил проделать проход из зоны бывшей колонии на территорию старого монастыря. С ликованием верующие стали трудиться: сторожа из старого монастыря прокапывали снег и пробивали заложенный проход в монастырской стене, а верующие со стороны зоны под руководством Емеличева В.И. пробивали проем в бетонной ограде. Вечером проходы были пробиты, и трудившиеся с двух сторон с радостью встретились. С этого времени охранять и осваивать старый монастырь стало легче, а сторожам короче путь носить воду для себя.

В начале февраля 1988 года в монастырь прибыл из Свято-Данилова монастыря г.Москвы игумен Евстафий (Евдокимов). Он стал осуществлять надзор за реставраторами Спасского храма, а также возглавил все работы по устройству временного храма в Гостинице. По его чертежам в феврале 1988 года был сделан иконостас, привезен Престол, начато устройство алтаря. Церковные службы во временном храме проводили попеременно или вместе архим. Димитрий и игум. Евстафий.

5 февраля 1988 г. военные подписали совместно с архим. Димитрием и инженером-энергетиком Емеличевым В.И. последние акты о передаче построек и имущества бывшей колонии монастырю, полностью сдали свои полномочия, передали последние ключи от помещений и уехали. Верующие впервые после закрытия монастыря в начале 20-х годов стали полными хозяевами этой святой обители.

Военные передали монастырю укомплектованную столовую, в которой ранее питались сотрудники колонии, и в конце января 1988 г. в ней начали готовить и питаться верующие, наемные рабочие монастыря.

С 9 февраля 1988 г. была начата разборка бывших зала свиданий родственников с заключенными и камер штрафного изолятора (ШИЗО) в Административном здании для устройства большого обеденного зала для паломников.

С начала февраля 1988 года были начаты большие работы по сносу внутренних заборов, вышек для часовых, очищению территории от рядов колючей проволоки. На месте сторожевой вышки у гостиницы была устроена временная звонница с колоколами.

С начала февраля 1988 года по благословению Архиепископа Ярославского Ростовского Платона начали подготавливать временный иконостас с Спасский храм, очищать храм от мусора, разбирать деревянные перегородки. В Спасском храме начала работать первая бригада рабочих-реставраторов. Все работы по созданию временного иконостаса и подготовке интерьера Спасской церкви к богослужениям возглавил игумен Евстафий.

В феврале сняли секции бетонного забора между гостиницей и башней у Спасского храма.

2 марта 1988 г. в монастырь приехала монахиня Варвара (Третьяк), назначенная благочинной Толгского монастыря, будущая его игумения. Она сразу же возглавила работы по ремонту корпуса, предназначенного для временного проживания сестер монастыря (который затопило горячей водой), и многие другие работы. Приняла на себя руководство устройством и житием паломниц и будущих насельниц монастыря.

С начала марта 1988 г. стали организовывать в монастыре склады. Первым кладовщиком стал Михаил Елачев.

9 марта 1988 г. рабочие-реставраторы, производившие очистку Спасского храма и делавшие шурфы, чтобы посмотреть фундамент, обнаружили в юго-восточной части основного объема храма, где ныне (январь 1989 г.) покоятся под спудом мощи Святителя Игнатия (Брянчанинова) перед ними, на глубине более двух метров склеп, сложенный из кирпича. Склеп был не разрушен и не разграблен, обвалились только два — три кирпича свода. Рабочие позвали отца Евстафия и Емеличева В.И. С фонарем они заглянули внутрь склепа. Похоже, что там были остатки одежд с золотым шитьем, черепа не было видно под могильной ветхостью. Чтобы не допустить осквернения, отец Евстафий приказал склеп сразу же закопать. Возможно, что это было место упокоения героя битвы 1812 г. с Наполеоном, Подольского военного губернатора генерал-лейтенанта Николая Алексеевича Тучкова, командовавшего 3-м корпусом в первой армии при нашествии французов в 1812 г., скончался он 30 октября 1812 г. от полученной раны в Бородинском сражении, находясь на излечении в Ярославле.

Ранее на стенах Спасского храма были надписи, кто, где захоронен. К началу реставрации ни одной такой надписи не сохранилось. Местные жители рассказали, что во времена запустения многие могилы монастыря подверглись разграблению. Поскольку в Толгском монастыре в старину хоронили многих знатных людей Ярославля и государственных деятелей, грабители надеялись в их могилах найти нечто ценное.

Через несколько дней рабочие откопали в северо-западном углу основного объема храма захоронение. Они позвали Емеличева В. И., так как ни о. Евстафия, ни о. Димитрия в это время в монастыре не было. Поверх захоронения, в полуметре от поверхности, лежала очень большая, толстая, чугунная плита с рисунком. Земля под ней была рыхлая, раскопанная, на глубине около двух метров был разрушенный кирпичный склеп. Ясно было, что могила разграблена. Рабочие достали из могилы кость мужчины — удивительно чистую и совершенно желтую, как воск. Чтобы не допустить осквернения, могилу тут же закопали. Сверху установили обратно чугунную плиту, которую тоже засыпали землей. Без всякого сомнения, это была могила Ярославского и Вологодского генерал-губернатора, действительного тайного советника, сенатора Алексея Петровича Мельгунова, скончавшего жизнь свою 2 июля 1788 г. Могила супруги его, Натальи Ивановны Мельгуновой, урожденной Салтыковой, скончавшейся 26 декабря 1792 г. и погребенной подле супруга, оказалась нетронутой, так как земля над ней была твердой, не раскопанной, и своды склепа целыми.

Еще через несколько дней рабочие откопали в северо-восточном углу, под левым клиросом, разграбленное захоронение, извлекли из него кость — также удивительно чистую и совершенно желтую, как воск. Скорее всего, это было место упокоения главного директора Межевого Депатамента, тайного советника, сенатора Петра Алексеевича Обрезкова, скончавшегося 18 мая 1814 года, так как точно известно, что он погребен под левым клиросом. Ранее об этом была и надпись на стене, не сохранившаяся. Останки тут же закопали обратно.

Так же рабочие по всему храму нашли еще человеческие кости, которые собрали в ящик и захоронили в храме.

Местные жители рассказали, что вдоль всей Спасской Церкви с южной стороны ранее было много памятников, отмечавших захоронения.

3 апреля 1988 г. впервые в монастырь пришла большая группа студентов ярославского института. Они осмотрели монастырь и трудились на расчистке его территории: носили и сжигали мусор, вырубали сорные деревья вокруг Спасского храма.

7 апреля 1988 г. в монастыре произошло выдающееся событие: во временном храме на втором этаже Гостиницы, по благословению Владыки Платона, состоялась первая после закрытия монастыря в 20-х годах Божественная Литургия. Её совершали архимандрит Димитрий и игумен Евстафий.

10 апреля 1988 г. в этом храме первые насельницы, верующие работники монастыря и паломники праздновали Пасху. Служили отец Димитрий и отец Евстафий. Хором управляла благочинная монахиня Варвара. Сколько было у всех радости!

С мая 1988 г. в монастыре начала работать бригада сантехников-болгар, которые делали новые системы отопления в Гостинице и в здании бывшего общежития 1-го и 2-го отрядов ЯрВТК.

26 мая 1988 г. произошло еще одно радостное событие в возрождающемся монастыре. В монастырь были привезены мощи Святителя Игнатия (Брянчанинова). Мощи были положены в Спасском храме под спудом, так как Святитель еще не был причислен к лику святых. В Спасском храме тогда уже заканчивалась реставрация и его внутренняя отделка.

Впервые вопрос о перезахоронении епископа Игнатия возник зимой 1988 года. Высказывалось мнение, что перезахоронить епископа Игнатия следовало в действующую церковь, каковым являлся храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в поселке Некрасовское. В это же время разворачивались работы по реставрации только что переданного епархии Толгского монастыря, и помещение в нем мощей угодника Божия, по мнению владыки Платона, было бы более целесообразно, нежели в отдаленном от города приходском храме.

Вскоре вопрос решился в пользу Толгского монастыря. Но впереди предстояло самое сложное — отыскание могилы. От ансамбля монастырских построек Николо-Бабаевского монастыря сохранились лишь разрозненные сооружения, по которым с трудом угадывался его некогда цельный и величественный облик. Здесь находился детский противотуберкулезный санаторий. По воспоминаниям проживающих в монастырских зданиях людей узнали, что несколько лет назад при прокладке какой-то трассы наткнулись на захоронение духовного лица в дорогих парчовых одеждах, но где была могила, никто не помнил. В одном из очерков монастыря за 1895 год указано место погребения — за левым клиросом больничной церкви в честь Иоанна Златоуста и преп. Сергия.

26 мая 1988 года Архиепископ Ярославский и Ростовский Платон с ярославским духовенством приехали в Николо-Бабаевский монастырь. Перед началом раскопок они отслужили панихиду. Затем владыка стал читать псалтирь, а в то время духовенство и рабочие искали захоронение Святителя. Довольно не скоро отыскали склеп, заваленный землей и мусором, среди которого виднелись разбросанные останки епископа Игнатия. Работа продолжалась несколько часов. С ведром мусора из склепа извлекли большую часть рукава саккоса, это и позволило установить, что то — захоронение архиерейское. Склеп полностью был расчищен, составили акт и останки Святителя разложили на мантии.

Вслед за этим, вместительный гроб окропили святой водой, в него поместили останки святителя Игнатия и с пением вынесли из храма. На машине он был доставлен в Толгский монастырь. За километр до монастыря священники подняли гроб на плечи и под перезвон монастырских колоколов Епископ Игнатий был встречен крестным ходом во главе с архимандритом Димитрием, первыми послушницами и паломниками обители.

Процессия направилась в реставрируемый Спасский храм, где вновь отслужили панихиду и гроб опустили в заранее приготовленный склеп. Отец Михаил Перегудов принимал участие в раскопках мощей Св. Игнатия. В это время у него сильно гноились глаза. После того, когда склеп раскопали и мощи Святителя были найдены, болезнь глаз прекратилась.

Впоследствии, после завершения реставрационных работ в храме, московские архитекторы изготовили сень для Святителя. Роспись ее произвела сестра монастыря инокиня Фаина (Алешева).

Положение в раку честных мощей Святителя было совершено Архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном в день памяти Святителя 13 мая 1989 года.

Ко дню престольного праздника явления Толгской иконы Божией Матери 21 августа 1989 г. московские позолотчики, при участии наших сестер инокини Любови (Шалгиной) и посл. Ольги (Афониной), произвели золочение сени.

С момента положения честных мощей Святителя Игнатия в храме Толгского монастыря множество паломников устремилось со всей земли русской для поклонения угоднику Божию. Это и Святители, и монашествующие, и священнослужители, для коих труды Святителя Игнатия являются настольной книгой; это благоговейные миряне, которым найти путь ко Христу, помогли творения Епископа Игнатия.

29 мая 1988 г., на праздник Святой Троицы, было первое посвящение сестер в послушницы (5 человек). Посвящал игумен Евстафий и монахиня Варвара.

6 июня 1988 г. в Спасском храме уже почти что закончена внутренняя отделка. В этот день здесь был отслужен молебен с акафистом Толгской иконе Божией Матери в честь 1000-летия Крещения Руси. Молебен служили архим. Димитрий, игумен Евстафий с сестрами, паломниками и прихожанами.

8 июня 1988 г. в Толгский монастырь приехала большая группа иностранных гостей в сопровождении представителей местных властей и журналистов. Это были гости Ярославской Епархии, во главе с Патриархом Румынской Православной Церкви, которые прибыли в СССР на празднование 1000-летия Крещения Руси. Гостей приветствовали архимандрит Димитрий, игумен Евстафий, благочинная монастыря монахиня Варвара. Гости ознакомились с монастырем, заходили в Спасский храм, во Введенский собор. Патриарх поблагодарил за теплый прием, призвал Божие благословение на дальнейшее успешное проведение реставрации Толгского монастыря.

16 июня1988 г. благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) удостоена Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом права ношения креста с украшениями.

С лета 1988 г. начали реставрировать Спасский келейный корпус.

29 июня 1988 г. в монастырь приехали из Лондона работники кинематографической фирмы «Лара филмз лимитид» продюсер Николай Куллман и режиссер-оператор Андрей Некрасов. По благословению Владыки Питирима, председателя Издательского отдела Московской Патриархии, и Архиепископа Ярославского и Ростовского Платона они снимали фильм о Толгском монастыре. В дальнейшем они еще несколько раз приезжали в монастырь на съемки. Один экземпляр фильма о Толгском монастыре должен быть ими передан в распоряжение Издательского отдела Московской Патриархии, на 50% финансировавшего съемки фильма.

24 июля 1988 г. Емеличев В.И. нашел первые упавшие на землю созревшие кедровые шишки.

28 июля 1988 г. состоялось первое Всенощное бдение в возрожденном Спасском храме Толгского монастыря. Служили службу Обновления храма. Богослужение совершал игумен Евстафий.

29 июля 1988 г. в 7:00 совершили водосвятный молебен. А в 8:00 Архиепископ Ярославский и Ростовский Платон совершил полный чин освящения храма. Затем была совершена первая Божественная Литургия. Владыке Платону сослужил Архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. Было много священнослужителей и боголюбивых мирян. После Литургии состоялся Крестный ход по территории монастыря, в котором участвовали все молящиеся. Затем всем была предложена праздничная трапеза.

Это торжество было двойным для нашей обители, так как в эти дни наша страна отмечала 1000-летие Крещения Руси, а в нашей обители к этому событию было еще приурочено освящение вновь отреставрированного храма.

21 августа в нашей обители было торжество в честь иконы Божией Матери «Толгской». Это было также воскресенье. Было много гостей. Среди них был старейший клирик Ярославской Епархии Архимандрит Павел (Груздев), который в данное время служит в с. В.-Никульское. В кедровом парке в кругу 12 лип был совершен молебен с Акафистом Толгской иконе Божией Матери. Для гостей была предложена праздничная трапеза.

11 сентября 1988 г. произошел пожар на большой колокольне Введенского собора. Рабочие болгары резали автогеном бак, который когда-то использовался как водонапорный, и заронили искру в остатки деревянных конструкций. Пожар был затушен пожарниками и не принес никакого вреда.

25 сентября 1988 г., в воскресенье, в Спасском храме монастыря Архиепископом Ярославским и Ростовским Платоном благочинная монастыря монахиня Варвара (Третьяк) была возведена в сан игумении.

«Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко и милостивый отец! Для меня этот момент в моей жизни особый день, святый и радостный, но душа трепещет и от радости, и объимает страх её, потому что помню слова Святого Евангелия: «кому много дано, с того много и взыщется». Вот этого-то я и боюсь, но помню и те слова Спасителя: «Сила Моя в немощи совершается», — только это и укрепляет меня и ободряет меня. Уповая на Его великую милость, на всесильную помощь, а также и Ваше святительское руководство и отцовскую снисходительность, надеясь на это могу с Вашего благословения приступить к возложенным на меня Вами обязанностям и прошу постоянного Вашего святительского руководства. Обращаюсь к вам, дорогие сестры, пребывая во взаимной любви по заповеди Евангельской, прошу прощать друг другу и мне, недостойной, возможные ошибки, слабости, покрывать их любовью, снисходя и к моей человеческой немощи. Ибо та высота, на которую возводит меня ныне Церковь, есть лишь усугубление моей ответственности пред Господом, Его Пречистой Матерью за вверенное дело и порученные души. Но эта высота отнюдь не очищает меня мгновенно от многих страстей, что от юности меня борют. И потому сердечно прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко, Ваши Высокопреподобия, всечестные отцы, Вас, милые сестры и всех пришедших сегодня помолиться в этот храм: простите меня недостойную, благословите и помолитесь за меня, грешную. Будем же вместе просить Царицу Небесную, всех святых, да восставит и укрепит Господь древнюю русскую святую сию обитель во Имя Свое, Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь».

В начале сентября 1988 г. в помещениях бывшего ПТУ начали создавать большой столярно-плотницкий цех.

29 сентября 1988 г., в четверг вечером, Толгский монастырь посетил Архимандрит Наум из Троице-Сергиевой Лавры.

В начале октября 1988 г. закончил свое послушание в монастыре и переведен на приход Ярославской Епархии эконом монастыря архимандрит Димитрий (Храмцов). Без преувеличения можно назвать заслуги отца Димитрия в восстановлении монастыря выдающимися. Он понес на себе самое тяжкое бремя — непосредственное руководство хозяйством монастыря в самый тяжелый начальный период, когда трудности и организационные, и житейские, и прочие были наибольшие. Отец Димитрий сумел сплотить сначала немногочисленный, а затем быстро увеличивающийся коллектив работников монастыря, умело привлекал к работам паломников и наемные бригады. За время его трудов в монастыре был заложен фундамент дальнейшего восстановления святой обители: было налажено в целом хозяйство, отремонтирована котельная, запущена трапезная с новым залом для паломников, созданы новые системы отопления в корпусе для сестер (ныне Паломнический корпус — 2012 г.), в Гостинице, в общежитии рабочих-реставраторов на втором этаже бывшего завода, в складах и в гараже. Подведено тепло к Спасской церкви. Отремонтированы электросети, водопровод и канализация. Хозяйственная зона монастыря очищена от заборов и колючей проволоки, начали действовать склады, баня, гараж, широко развернулись реставрационные работы в старом монастыре.

Подготовленная база дала возможность принимать будущих насельниц монастыря и большое количество паломников, проводить дальнейшие работы по реставрации монастыря.

Помимо хозяйственной деятельности отец Димитрий совмещал еще и деятельность церковного пастыря монастыря: проводил богослужения, исповедовал и т. д. 

Составлено и записано в январе 1989 г.
инженером-энергетиком Емеличевым Владимиром Ильичом.
С незначительными сокращениями и дополнениями
текст набирала мон. Иринарха, май 2012 г.

[1] В апреле 2011 года в монастырь приезжала делегация, и во время экскурсии один из ее членов не без гордости спросил сестру-экскурсовода: «А знаете ли Вы, кто готовил документы и подписывал Указ о передаче Толгского монастыря Русской Православной Церкви?» Оказалось, что это был Николай Иванович Рыжков, исполнявший в 1987 году должность Председателя Правительства СССР, который и подписывал этот Указ.