«Толгская обитель — Богородицы удел...»

Основатель Свято-Введенского Толгского монастыря

В ряду знаменитых иноческих обителей на святой Руси в которых православный русский человек надеялся и надеется по преиму
ществу найти благодатное религиозное утешение, в которых он любил и любит изливать пред их святынею свою душу, свое сердце в дни светлой радости и тяжелых испытаний, можно поставить и древний Свято-Введенский Толгский монастырь.

Обитель находится недалеко от Ярославля, на левом берегу Волги, при впадении в эту реку небольшой речки Толгоболки или Толги. Белые каменные стены с высокими угловыми башнями, монастырские храмы, с массою глав, сияющие своими куполами и крестами и царящая над всем этим массивная колокольня, сливаются в одну величественную стройную громаду и невольно приковывают к себе взоры путешественников по Волге.

Толгская обитель возникла в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. Сравнивая два крупнейших монастыря Ярославля и его окрестностей — Спасо-Преображенский и Толгский, ярославский литературовед Сергей Алексеевич Золотарев отметил, что с Толгской обителью связана созерцательная, подвижническая сторона монашеского быта — такие монастыри «не от царей, бояр и богатств поставлены, но слезами, пощением, молитвою и бдением».

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле св. благоверного князя Давида, сына св. благоверного князя Федора , Смоленского и Ярославского чудотворца, и связано с явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.

В 1314 году владыка Трифон, завершив осмотр обширной Ростовской епархии и возвращаясь водой с Белозерья, «за шесть верст не доехал до града Ярославля и стал на брегу на реке на Волге, на нагорной стране ночевати месяца августа в 8 день». В полночь владыка проснулся и увидел необыкновенный свет, тогда он взял посох, вышел из шатра. И тут «явися владыке за Волгою столп светле, от земля и до небеси неизречене, и мост явися ему чрез Волгу». Пораженный столь необыкновенным явлением, святитель взял посох свой и по чудному мосту перешел Волгу. Здесь увидел он, что свет исходит от иконы Божией Матери, «ни на древе, ни на земли, но на воздусе стоящ». Долго молился святитель перед иконой, наконец по тому же мосту возвратился в свой шатер. Перед отправлением преосвященного в Ярославль служители хватились его посоха, но «не найдоша нигде в стану его и известиша владыке, что с вечера посох был у него в шатре». Преосвященный, «восхоте Пречистой Богородицы образ чудотворный прославити», повелел служителям плыть за Волгу и взять там посох на месте, которое он указал своим перстом. Здесь обрели они икону Богоматери, стоящую «уже на земле в древнем лесе», между деревьями, и там же нашли посох.