История передачи Толгской иконы Божией Матери

Горшкова Виктория Викторовна,
старший научный сотрудник , заведующая отделом
древнерусского искусства ГАУК ЯО
"Ярославский художественный музей",
заслуженный работник культуры РФ

Одним из успешных примеров длительного сотрудничества между музеем и Русской Православной Церковью является сотрудничество Ярославского художественного музея со Свято-Введенским Толгским женским монастырем Ярославской епархии. Сотрудничество это связано, прежде всего, с совместными усили­ями по сохранению Толгской иконы Богоматери.

Икона «Богоматерь Толгская» - чудотворная святыня Толгского монастыря, явление которой стало началом обители. В современ­ной исследовательской литературе она датируется концом XIII - началом XIV в. По мнению Э.С. Смирновой, созданный ранее основания Толгского мужского монастыря образ был вложен в новосозданный монастырь.

Иконе посвящено «Сказание о явлении и чудесах иконы Толг­ской Богоматери», сохранившееся в пяти видах и в нескольких де­сятках списков.

Толгский образ Богоматери приобрел общерусское почитание после 1648 г., когда икона была включена в печатные Святцы. Пер­вый известный список чудотворного образа — икона «Богоматерь Толгская со Сказанием в 24 клеймах», созданная в 1655 г. Первое известное поновление древней святыни было выполнено в 1707 г. священником ярославской церкви Димитрия Солунского Иоанном Андреевым. В первой половине XVIII в. он написал списки Толгской иконы Богоматери для Высоко-Петровского монастыря г. Москва, Успенского собора и Варваринской церкви г. Ярославля. Один них находится сейчас в Толгском монастыре.

Чудотворная икона вызвала к жизни многочисленные списки, в том числе «мера в меру», которые находились в храмах Ярославской епархии и за ее пределами. В самом Толгском монастыре на 1922 г., в соответствии с описью, было не менее 10 списков чудотворного образа мера в меру, или крупного размера. Все списки, начиная с Ивана Андреева, тщательно воспроизводят тему сер­дечного умиления, экспрессию и сострадание, ярко выраженные в первообразе.

Толгская икона Богоматери была раскрыта из-под поздней­ших записей иконописцем-реставратором Ф.А. Модоровым в но­ябре 1919 г. прямо в монастыре. В 1924 г. икона уже значится в инвентарной книге отдела древнерусского искусства Яргубмузея. В 1939-1941 гг. Толгская икона Богоматери находилась в церкви Ильи Пророка, где функционировал Антирелигиозный музей.

В соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР № 748 от 13.12.1955 г. Толгская икона была передана из Ярослав­ского областного краеведческого музея в Ярославский областной художественный музей. В 1959 г. в связи с созданием объединен­ного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художе­ственного музея-заповедника, разместившегося на территории Архиерейского дома (бывшего Спасского монастыря в Ярос­лавле), икона в составе фонда художественного музея влилась в коллекцию объединенного музея, где находилась до 1970 г., когда из состава музея-заповедника был выделен Ярославский художе­ственный музей. С 1970 г. Толгская икона Богоматери находится в
собрании Ярославского художественного музея.

На протяжении 1940-х - 2000-х гг. Толгский образ Богоматери неизменно был представлен в постоянных музейных экспозициях. В 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, икона участвовала в представительной выставке, открытой в залах Третьяковской галереи.

Исследование О.В. Лелековой, проведенное в 2000 г. в Государ­ственном научно-исследовательском институте реставрации г. Москва, проясняет первоначальный облик иконы. Многочисленные утраты красочного слоя присутствуют на гиматии Христа ниже пояса, Его волосах, кистях рук Богоматери, почти полностью утра­чено олово фона. На лике Богоматери неудаленные записи наруша­ют рисунок уст. Колорит отличается от первоначального из-за не полностью удаленной олифы, пожелтевшей и потемневшей. Осо­бенно изменился синий тон одежды. Первоначальный красочный слой сохранился на одеждах Христа до пояса. Важно, что рису­нок гиматия был другим: первоначально складки гиматия шли в диагональном направлении от левой руки Богоматери к левой ноге Христа, так что его правая ножка оставалась обнаженной от колена до ступни, то есть первоначальный извод Толгской иконы Бого­матери близок иконе Богоматери Феодоровской, но в зеркальной композиции.

Толгский образ Богоматери имеет ряд особенностей, в частно­сти, взгляд Младенца Христа направлен не на Мать, а на молящих­ся; край мафория Богоматери, в который вступает Младенец, вы­делен, рисунок его усилен цветной каймой.

В 1990-е годы шли поиски взаимопонимания с монастырем и епархией с одной стороны, и местной властью с другой, по вопро­су передачи иконы в Свято-Введенский Толгский женский мона­стырь. С 1991 г. Толгская икона Богоматери вывозилась из музей­ной экспозиции в монастырь на три - четыре дня для участия в празднике в честь явления чудотворного образа - 21 августа. При этом, каждый раз оформлялись все необходимые документы, а пе­ревоз иконы в монастырь и обратно осуществлялся с милицейской охраной.

Монастырь и музей постоянно консультировались по вопросам создания оптимальных условий для хранения иконы в монастыре. В процессе этой работы сестры Толгского монастыря на практи­ке убедились в необходимости особых условий хранения древне­го образа: защиты его от неблагоприятных внешних воздействий, стабильного режима температуры и влажности, постоянного ре­ставрационного надзора, мер по безопасности. В помещении тра­пезной палаты Крестовоздвиженского собора, где предполагалось разместить икону, был постепенно установлен оптимальный кли­матический режим.

В августе 2003 г. Толгская икона Богоматери была торжественно передана в монастырь. Основанием для передачи иконы стал до­говор, заключенный между Ярославским художественным музеем и Толгским монастырем, и скрепленный Патриархом и министром культуры.

Кроме традиционных пунктов для такого рода документов, регулирующих юридические отношения сторон, в нем также были оговорены место расположения иконы, конструкция киота, орга­низация системы охраны, процедуры контроля за состоянием сохранности, а также реставрационных работ, в том случае, если возникнет необходимость в их проведении.

Один из пунктов договора посвящен достаточно подробному описанию требований к параметрам температурно-влажностного режима в трапезной Крестовоздвиженской церкви, где размещен киот с иконой.

Икона помещена в специальный неклиматический киот, сделан­ный из натурального дерева. Задняя стенка киота изнутри оклеена байкой. У планок, фиксирующих икону по периметру, внутренняя поверхность, соприкасающаяся с иконой, оклеена шелковой тка­нью. Передняя стенка киота закрыта пуленепробиваемым стеклом.

Киот открывают только на время проведения ежегодных рас­ширенных реставрационных советов. Процедура вскрытия киота также прописана в договоре.

В монастыре была установлена круглосуточная охрана, а также индивидуальная сигнализация, и назначена ответственная сестра, ведущая учет температуры и влажности в помещении, где нахо­дится древний образ.

Толгская икона Богоматери, переданная в Свято-Введенский Толгский монастырь, остается в составе государственного музей­ного фонда. Ежегодно Ярославский музей и монастырь составля­ют пакет документов о продлении пребывания иконы в Толгском монастыре, при этом монастырь оплачивает страховку произведе­ния. Разрешение на продление выдается Министерством культуры РФ.

Хранитель иконы, пишущий эти строки, регулярно раз в две не­дели осматривает икону, не вынимая из киота. Дважды в год соби­рается расширенный реставрационный совет с участием главного хранителя, реставраторов и представителей Департамента куль­туры Ярославской области, во время которого икона подвергается тщательному обследованию; в случае необходимости производит­ся фотофиксация проблемных участков. В 2006 г. реставратор выс­шей категории, заведующая отделом реставрации ЯХМ Л.Д. Рыбцева провела работы по укреплению живописи иконы в Толгском монастыре.

Взаимодействия музея и Толгского монастыря, направленные на сохранение древней иконы в щадящих условиях, убеждают, что передача икон в действующие храмы — процесс долгий и требую­щий тщательной подготовки, а затем и постоянного контроля.

Опыт хранения Толгской иконы Богоматери в Толгском мона­стыре убеждает, что в наши дни он имеет исключительный ха­рактер и может быть распространен только на ограниченное ко­личество памятников древнерусской культуры. В то же время, в некотором смысле подобный опыт мог бы стать моделью взаимо­отношений музеев с храмами и монастырями.