Архимандрит Иринарх II (Попов)
25.02.1831 г.–январь 1833 г.
Иринарх (Попов Иаков Дмитриевич), архиепископ Рязанский и Зарайский. Родился около 1790 г. в с. Долгом, Курского уезда в семье священника. С 1804 г. обучался в Курской семинарии. В 1814 г. поступил в Петербургскую академию. 18 июля 1817 г. окончил курс Петербургской академии со степенью кандидата. 1 августа того же года пострижен в монашество; 6 августа — рукоположен во иеродиакона, а 8 августа — во иеромонаха.
24 июля 1818 г. назначен инспектором Орловской семинарии: 16 сентября утвержден в степени магистра.
18 июня 1819 г. послан в Милан к домовой церкви маркизы Терцы, урожденной княгине Голицыной.
В августе 1824 г. перемещен в Императорскую Российскую миссию во Флоренции. В 1827 г. переведен в Рим.
В феврале 1831 г. назначен архимандритом Ярославского Толгского монастыря.
В январе 1833 г. послан с миссией в Грецию к церкви в Афинах.
В 1835 г. возвратился в Россию. Награжден орденом Владимира 3-й степени.
3 мая 1836 г. хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии.
С 15 сентября 1836 г. — епископ Рижский, викария Псковской епархии.
7 октября 1841 г. уволен по жалобе на него рижских помещиков. В том же году назначен епископом Острожским, викарием Воронежской епархии.
12 января 1842 г. назначен епископом Вологодским.
С 12 ноября 1844 г. — епископ Кишиневский. Вице-президент Тюремного комитета.
14 апреля 1845 г. возведен в сан архиепископа.
17 марта 1858 г. перемещен на кафедру Каменец-Подольскую.
20 декабря 1863 г. переведен в Рязань.
29 августа 1867 г. уволен на покой по болезни в Рязанский Спасский монастырь.
В 1868 г. переведен в Рязанский Троицкий монастырь. Скончался 25 сентября 1877 г. Погребен в Рязанском Троицком монастыре.
Преосвящ. Иринарх по своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником. Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Служение Иринарха (до епископства) за границей развило в нем замечательное умение обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно потребовались преосвященному при его служении в Риге. Пять лет преосвящ. Иринарх трудился в Риге на пользу православной церкви. Прежде всего он приступил к обращению раскольников к единоверию и имел в этом деле значительный успех. При Иринархе произошло первое массовое движение латышей к соединению с православной церковью. Преосвященный сочувственно отнесся к этому движению. Но действия его вызывали недовольство среди немецких баронов, не желавших укрепления православия среди латышей. На преосвящ. Иринарха посыпались доносы, его обвиняли в том, что он является виновником якобы начинающегося бунта против правительства. Эта клевета имела успех. Преосвященный был вывезен из Риги почти как «арестант». Произведенное затем следствие доказало невиновность еп. Иринарха, и он еще долгое время продолжал служить в разных епархиях.
В последние годы жизни преосвящ. Иринарх постоянно углублялся в созерцание тайн мира невидимого. Его занимали вопросы о бессмертии души, о будущем суде, о загробном состоянии. Скончался преосвященный, как и жил, совершенным бессребреником.
После него остались его сочинения, которые он издал в 1868 г. в 10 книгах. Посылая их в 1874 г. к редактору «Вологодских епархиальных ведомостей», он просил напечатать список их в надежде, что, может быть, «кто-нибудь выпишет эти книжки и воспользуется ими и послужат они, по слову апостола, к обращению грешника от пути заблуждения, ко спасению души его от смерти».