Аскетические опыты свт. Игнатия Брянчанинова, часть I
Читатель, знакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию Опытах изложено учение святых Отцов о науке из наук,[1] о монашестве, — учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы Боговдохновенными наставниками, а ныне — замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами — монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве.
Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита.[2] Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространились в рукописях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага, — по согляданию монашеской жизни, какою она является в святом Предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.
Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв об убогой душе моей.
Епископ Игнатий
1865 год
- О последовании Господу нашему Иисусу Христу
- О покаянии
- Видение Христа
- О чтении Евангелия
- О чтении святых Отцов
- Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение
- Истина и Дух
- О любви к ближнему
- О любви к Богу
- О посте
- О молитве
- Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями:
- О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям:
- Дневной Апостол 1-го февраля 1840 года
- Размышление о вере
- Сад во время зимы
- Древо зимою пред окнами келии
- Дума на берегу моря
- Молитва преследуемого человеками
- Кладбище
- Голос из вечности (Дума на могиле)
- Учение о плаче преподобного Пимена Великого
- О слезах
- О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником
- Чин внимания себе для живущего посреди мира
- Молящийся ум взыскует соединения с сердцем
- Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель
- Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы
- О смирении (Разговор между старцем и учеником его)
- О терпении
- О чистоте
- Слово утешения скорбящим инокам
- Крест свой и Крест Христов
- Роса
- Житейское море
- Совесть
- О рассеянной и внимательной жизни
- О навыках
- Размышление о смерти
- Слава Богу!
- Сети миродержца
- Песнь под сению Креста (Заимствовано из 15-й главы Исхода)
- Размышление при захождении солнца
- Фарисей
- Посещение Валаамского монастыря
- О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом
- Вера и дела
- О евангельских заповедях
- О евангельских блаженствах
- Отношение христианина к страстям его
- Об истинном и ложном смиренномудрии
- Чаша Христова
- Плач мой
[1] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4
[2] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все, написанное им в течении жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. Четьи Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.