Последние годы существования Толгского монастыря до революции 1917 г.
Начало ХХ века – поистине уникальное в отношении новомучеников, для Ярославской земли и, в том числе, Толгского монастыря. В это время правящими архиереями поочередно являются – будущий Патриарх святитель Тихон (Белавин), священноисповедник митрополит Агафангел (Преображенский). Они же являются настоятелями Свято-Введенского Толгского мужского монастыря, а непосредственно управляет монастырем – будущий епископ Угличский, священномученик Серафим (Самойлович). В 1913г., в связи с празднованием 300-летия основания династии Романовых, обитель и Ярославль посетили будущие Царственные страстотерпцы – царь Николай и его августейшее семейство, будущая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна.
В самом Толгском монастыре возрастали духовно будущие исповедники и мученики: Иосиф (Баранов), Никандр (Прусак), Варсонофий (Мамчич), многие братия пройдут ссылки и лагеря, оставшись верными Христу.
Чтобы представить более развернутую картину жизни Толгского монастыря в предреволюционный период, нам стоит обратиться к житию священномученика Серафима (Самойловича) (день памяти - 22 октября 04 ноября), наместнику Толгского монастыря с июня 1910 г. по сентябрь 1915 г., на долю которого выпала подготовка к празднованию 600-летия обители, проведение самого юбилея, и встреча Царской семьи в 1913г.
Будущий архиепископ Серафим (Симеон Николаевич Самойлович) родился 19 июля 1880 г. в Полтавской губернии в семье псаломщика из Миргорода. В 1902 г. по окончании Полтавской духовной семинарии был командирован в Алеутско-Аляскинскую епархию, во главе которой в то время стоял будущий Патриарх епископ Тихон (Белавин). Будучи преподавателем миссионерской школы сначала в г. Уналашка, а потом в г. Ситка, Симеон Самойлович усердно проходил свое служение. В 1905 г. епископом Аляскинским Иннокентием (Пустынским) он был пострижен в монашество с именем Серафим и вскоре посвящен в сан иеродиакона. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1906 г. рукоположен в сан иеромонаха, после чего назначен в Нучекский приход и начальником Нучекской духовной миссии. 25 марта 1908 г. иеромонах Серафим определен преподавателем Священного Писания и основного богословия в Ситкинской духовной семинарии. В этот же день за усердие и ревность по службе награжден набедренником.
Служение иеромонаха Серафима в далекой Аляскинской епархии было непродолжительным, но плодотворным. Расстроенное здоровье побудило его подать прошение об освобождении от занимаемой должности для возвращения на родину. Просьба была удовлетворена 4 октября 1908 г. Указом Св. Синода (3 декабря 1908 г.) ему было сохранено право ношения золотого наперсного креста из кабинета Его Императорского Величества. Стоит отметить, что святитель Тихон высоко ценил ревностного миссионера за личное благочестие и за чуткое и умелое обращение с новопросвещенной светом Христовым паствой. Миссионерские труды отца Серафима продолжились во Владикавказе. С 25 мая по 25 августа 1909 г. он состоял помощником епархиального миссионера Владикавказской епархии. 1 сентября отец Серафим назначается духовником Александровской духовной семинарии (в городе Ардон в Осетии) с освобождением от должности помощника епархиального миссионера. В течение некоторого времени он исполнял обязанности инспектора Семинарии (с 16 октября по 5 декабря 1909 г.). 13 апреля 1910 г. отец Серафим был назначен в г. Могилев наместником Могилево-Братского монастыря, однако принять управление монастырем он, по-видимому, не успел. Совсем скоро, 29 апреля 1910 года, скончался наместник Ярославского Толгского мужского монастыря архимандрит Порфирий (Кулаков). Настоятель монастыря Высопреосвященный Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский, назначил временно управляющим монастырем казначея иеромонаха Афанасия. Вопрос выбора наместника был обострен тем, что через несколько лет предстояло отметить важнейший юбилей для всей Ярославской земли - 600-летие Толгского монастыря. Предыдущий наместник, почивший архимандрит Порфирий имел глубокую заботу о предстоящем юбилее обители и, проявляя особую бережливость, сохранял свои сбережения для ремонта монастыря. Видимо, хорошо помня по Американской епархии успешное ревностное служение иеромонаха Серафима (Самойловича), архиепископ Тихон выбрал именно его, быть может, последний и сам просился под его архипастырское руководство. Во всяком случае, несмотря на уже совершившееся назначение в г. Могилев, архиепископ Тихон сумел добиться в Синоде назначения иеромонаха Серафима на освободившуюся должность наместника Толгского первоклассного монастыря. Официальное назначение состоялось резолюцией архиепископа Тихона от 23 июня 1910 г. Однако реально обязанности наместника иеромонах Серафим принял несколько ранее – со второй половины мая, о чем говорят сохранившиеся документы, связанные с наведением порядка внутри самой братии монастыря. 9 июля, почти сразу после назначения иеромонаха Серафима, архиепископ Тихон приезжает в Толгский Монастырь для обозрения. По всей видимости, это было первое посещение архиепископом Тихоном Толгского монастыря при новом наместнике, и, вероятно, именно тогда архиепископ Тихон поручил отцу Серафиму разработать вопрос о достойном ознаменовании 600-летнего юбилея монастыря. По приезде в Ярославль иеромонах Серафим сразу становится в кругу высшего городского духовенства и постоянно служит с архиепископом Тихоном на всех больших церковных торжествах Ярославской епархии. Как можно видеть из сохранившихся указов Ярославской Духовной Консистории за 1910-1915 гг., за пять лет наместничества отца Серафима были рукоположены из братии по крайней мере 4 иеромонаха, три иеродьякона, пострижены 7 монахов, приукажены 5 послушников из тех, кто находился на испытании. Кроме того, в 1912 г. в монастырь переведен казначей Тверского Успенского Желтикова монастыря иеромонах Спиридон, который в марте 1913 г. был назначен казначеем уже Толгского монастыря. По ходатайству наместника заведующим подворья Толгского монастыря в г. Рыбинске становится иеромонах Ростовского Троице-Варницкого монастыря Аполлинарий. Случалось и отказывать некоторым просителям попасть в братию Толгского монастыря за неимением места. В 1913 году в монастыре было 35 человек братии: Наместник, Казначей, Духовник, Заведующий подворьем в г. Рыбинске, Ризничий, 10 рядовых иеромонахов, 7 иеродьяконов, 5 монахов и 8 послушников. Кроме того в монастыре жили еще 35 человек певчих и послушников на испытании. Всего 70 человек. В 1915 году по ходатайству игумена Серафима восстановлена должность эконома монастыря, которая с давних пор была отменена, а обязанности нес так называемый расходник монастыря. С самого начала своего наместничества иеромонах Серафим взялся за благоустройство жизни в обители. Так, уже в августе 1910 г. отец Серафим добился разрешения приобрести и носить оружие лесному сторожу и садовнику монастыря. В октябре того же года получил благословение архиепископа Тихона о проведении в монастырь телефонного сообщения и направил об этом заявление в Уездную управу. К 1911г. телефонная линия была установлена. Отец Серафим привел в порядок монастырскую пристань в соответствии с новыми правилами. В рамках подготовки к юбилею, в 1911г. начались большие ремонтные работы. До 1916г. отец Серафим произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий, в том числе и на подворьях в Рыбинске и Ярославле. Так, например, в Введенском соборном храме сделана при нем промывка иконостаса, киотов и всей позолоченной резьбы. Тщательно реставрирована и в некоторых местах промыта живопись. Благодаря щедрому пожертвованию святителя Тихона (5 тыс. рублей) был расширен монастырский странноприимный дом. Иеромонах Серафим привлекался и к общеепархиальной деятельности. Весной 1912 г. Ярославский комитет Православного миссионерского общества в специальном обращении за подписью Председателя общества архиепископа Тихона просит его «принять на себя звание Действительного члена Ярославского комитета Православного миссионерского общества и принять участие в правлении сего комитета» . 11 мая 1912 г. иеромонах Серафим был возведен в сан игумена. В декабре 1910 г. на рапорте иеромонаха Серафима о подготовке к юбилею архиепископ Тихон поставил следующую резолюцию: «хорошо было бы еще при монастыре устроить какое-либо благотворительно-просветительское учреждение, в роде, например, приюта для мальчиков с ремесленными классами». Все силы теперь были направлены на реализацию этого замысла. Обучение предполагалось трехлетнее с практическими занятиями и обучением ремесленным навыкам. В начале 1913 г. Толгский монастырь получил от Главного Управления Землеустройства и Земледелия около пяти десятин казенной земли с лесом из урочища «Красный бор» в полутора верстах от монастыря и 4000 рублей на переноску туда трех монастырских деревянных зданий и устройства школы пчеловодства и огородничества для мальчиков. В 1913 году проходило празднование 300-летия дома Романовых, в рамках которого планировалась поездка Императора и Его Августейшей Семьи по городам России, в том числе и в Ярославль. В связи с чем ожидалось посещение ими и Толгского монастыря. К этому времени монастырь был уже хорошо отреставрирован, так что белоснежная громада монастыря, с сияньем его куполов и крестов, представляла необыкновенно красивый вид. 21 мая 1913 г. Его Императорское Величество с Августейшей Семьей посетили город Ярославль и Толгский монастырь. На пристани Толгского монастыря Его Императорское Величество встречал наместник игумен Серафим. В самом монастыре Августейшую Семью встречал архиепископ Тихон с братией монастыря. Позже Император Николай II прислал телеграмму, в которой вместе с Императрицей благодарил Владыку и братию Толгского монастыря за молитвенные благожелания к Ним и всей Их Семье: «С искренней радостью вспоминаем посещение Нами святой обители», - писал Император. В память этого радостного события Толгская обитель выстроила храм-часовню при готовящейся к открытию школе пчеловодства и огородничества, посвященный Небесному Покровителю Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича - святителя Алексия Московского. Школа пчеловодства и огородничества со столярным, токарным и корзиночным мастерством была открыта на средства Толгского монастыря и благотворителей города Ярославля. Школа предназначалась для детей окрестного населения и была рассчитана на обучение 25 мальчиков, при школе имелся приют. В 1913г. был отремонтирован странноприимный дом - гостиница для паломников, расположенный с северной стороны за оградой монастыря. К юбилею под руководством игумена Серафима Дмитрием Орловым был составлен историко-статистический очерк на 172 страницы с фотографиями: «Ярославский первоклассный Толгский монастырь. 1314-1914» . 1914 г. начался с больших перемен в Ярославской церкви. 2 января 1914 г. указом Святейшего Синода архиепископ Тихон переводился на Литовскую кафедру, а с Литовской кафедры на Ярославскую переводился митрополит Агафангел (Преображенский). Накануне отъезда 19 января архиепископ Тихон служил свою прощальную Литургию, на которой ему сослужил и игумен Серафим. Почти три года отец Серафим трудился под руководством Высокопреосвященного Тихона, являясь близким его сослуживцем и помощником. Получив от него в послушание настоятельство Толгского монастыря и подготовку его к юбилею, игумен Серафим вполне оправдал доверие своего архипастыря. Совсем скоро, 5 февраля, игумен Серафим в составе ярославского духовенства встречал на вокзале нового Ярославского архиерея архиепископа Агафангела (Преображенского), он же являлся и новым настоятелем Толгского монастыря. Главным событием 1914 года в Толгском монастыре были подготовка и празднование юбилея монастыря, но трагические известия о вступлении России в войну за неделю до юбилея потрясли ярославцев. Началась Первая мировая война. 30 июля по просьбе командира Гроховского пехотного полка иеромонах Толгского монастыря совершил молебствие в г. Рыбинске по случаю отправки полка на фронт. Накануне праздника, 6 августа, начались боевые действия русской армии против Австро-Венгрии. Праздник Толгской иконы Божией Матери стал центром усиленной молитвы ко Пресвятой Владычице Богородице об успешном окончании войны и победе России. Во дни юбилея обитель во главе с ее наместником приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раздача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листки духовного содержания. Долгожданный юбилей был с достоинством отпразднован, торжества прошли под руководством архиепископа Ярославского Агафангела спокойно и благополучно. Все запланированное было сделано в срок. Игумен Серафим за понесенные труды был удостоен ордена Святой Анны 3-й степени. По окончании торжеств отец Серафим деятельно отреагировал на бедственное военное положение страны. В конце августа он с братией монастыря пишет прошение на имя архиепископа Агафангела об устройстве и содержании при монастыре лазарета для раненых на 10 коек, об отчислении 500 рублей на нужды раненых, а также о разрешении в продолжение войны 3% братской кружки отдавать на нужды войны. Кроме того в монастыре был открыт патронат для нижних чинов, признанных не годными к военной службе, но не могущих по каким-либо причинам отправиться на родину. В школу пчеловодства и огородничества были приняты двое детей лиц погибших в бою. Следует отметить внимательность и доброту игумена Серафима к простым людям. Свидетельствует об этом, например, письмо простого мужика, который состоял казенным при монастыре лесником до 1910 г. Его по какой-то причине уволили, на что мужик пожаловался отцу Серафиму, что его лишили куска хлеба. Отец Серафим предложил перейти в монастырь сторожем, но тот перейти не мог по причине работы лесником на другом участке леса. Тогда отец Серафим предложил ему обучить нового лесника для монастыря, за что назначил ему жалование 8 рублей в месяц. В начале 1915 года этому мужику отказали в жаловании, однако отец Серафим продолжал платить ему из своего кармана 6 рублей в месяц. В конце 1915 г. игумена Серафима переводят в Углич, где он был назначен настоятелем Угличного Алексеевского (по некоторым сведениям Покровского Паисиева) монастыря и возведен в сан архимандрита. Он помогал Владыке Агафангелу в управлении епархией. 2 (15) февраля 1920 г. состоялась хиротония отца Серафима во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. С июля 1922 г. епископ Серафим некоторое время находился в Ярославской тюрьме. До назначения 15 января 1924 г. временно управляющим Ярославской епархией временно управлял Харьковской епархией. 18 мая В 1918 г. во время жестокой расправы властей над несколькими сотнями ярославских граждан он проявлял твердость и мужество. Святейший Патриарх Тихон произвел его во архиепископа. В 1925-26 гг. в связи с пребыванием Преосвященнейшего Агафангела в Нарымской ссылке архиепископ Серафим несколько месяцев руководил Ярославской епархией. Конец 1925 г. в архипастырстве Серафима был особо значим. Промыслом Божием он был поставлен во главе нашей Церкви. Произошло это в сложнейший и напряженный период борьбы за сохранение преемственности руководства высшей церковной властью. Волей Божией Владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя, о чем он известил чад Церкви в "Послании" от 16 (29) декабря 1926 г. из Углича: "Подчиняясь воле Божией и принимая на свои слабые рамена возлагаемый на меня тяжелый Крест, считаю долгом обратиться к собратиям - епископам, пастырям и православно-верующим, умоляя их хранить преданность и послушание Св. Православной Церкви, подчиняясь только законным представителям Патриаршей Православной Церкви". Архиепископ Серафим просит собратьев епископов до минимума сократить переписку и сношения с главой Церкви и предоставляет все дела, кроме принципиальных и общецерковных (как, например, избрание и хиротония во епископа), решать окончательно на местах. Владыка Серафим управлял Церковью до 30 марта (12 апреля) 1927 г. С освобождением из заключения митрополита Сергия, он передал ему свои заместительские права. За короткий срок своего первосвятительства архиепископ Серафим проявил себя стойким исповедником и мужественным хранителем интересов святой Церкви от посягательств гнавшей ее власти. Из воспоминаний бывшего иподиакона владыки Серафима Михаила Николаевича Ярославского (последующее время они отбывали заключение в одном лагере) известно, что архиепископ Серафим отверг попытки вмешательства властей в церковные дела и отклонил предложенный ими состав Синода. Издание "Послания (Декларации) Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) и Временного при нем Патриаршего Священного Синода об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти " (26 (29) июля 1927 г.) внесло в церковную жизнь разделения. Болезненное отношение оно вызвало и в Ярославской епархии. Митрополит Агафангел, архиепископ Серафим и некоторые другие архиереи подписали обращение на имя митрополита Сергия. В заключении подписавшиеся архиереи выражают верность иерархическому подчинению Местоблюстителю Патриаршего Престола митрополиту Петру и объявляют о самостоятельном управлении Ярославской епархией. В тот же день владыка Серафим направил митрополиту Сергию личное письмо. Сохранившийся текст является драгоценным документом, свидетельствующем о его высоких христианских добродетелях бывшего заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Принципиально расходясь во взглядах с Заместителем Местоблюстителя, он сохраняет глубокое почтение к старшему собрату: "Мне ли, юнейшему сравнительно с Вами, писать эти строки, мне ли поучать многоопытного и многоученого Святителя Церкви Российской, но голос моей совести понуждает снова и снова тревожить Ваше широкое и доброе сердце". [Акты Святейшего Тихона ..., с. 571-72.] Письмо дышит любовью и к адресату, и к тем, кого глубоко огорчила Декларация: " Дорогой Владыка, я представляю, как Вы должны страдать! Почему же Вы испытывая эти страдания сами не желаете облегчить их тем, которые в свое время доверились Вам. С какой радостью я передавал Вам свои права заместительства, веря, что Ваша мудрость и опытность будут, содействовать Вам в управлении". [Там же , с. 571.] Из переписки митрополитов Агафангела и Сергия (25 марта (7 апреля) и марта 1928 г.) видно, что архиепископ Серафим был удален властями из Ярославской епархии. Из свидетельств современников можно убедиться, что он был арестован 17 февраля 1928 г. и выслан в Могилев, находясь в заключении в 6 верстах от города в Буйничьском Свято-Духовом монастыре. <Глубокоцерковный по духу человек, архиепископ Серафим, по-видимому, болезненно тяготился возникшим разделением с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя. Есть сведения, что в мае 1928 г. он примирился с митрополитом Сергием. В марте 1929 г. Владыка Серафим вновь был арестован в г. Могилеве и осужден на три года заключения в лагере. Начинается последний этап его жизни, исполненный страданий и гонений. Мужественное исповедничество заканчивается святым мученичеством. Отбывал заключение архиепископ Серафим в Соловецком лагере, где его посылали постоянно на тяжелые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтажного здания, архиепископ Серафим упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 г. он был отправлен на строительство Беломорканала. Протопресвитер М. Польский приводит рассказ узника, отбывавшего с ним заключение. Приведем свидетельства из этого драгоценного документа: "Тут я впервые увидел... работая лекпомом при приемке этапа, архиепископа Серафима - высокого согбенного старца, с уже остриженными под машинку №1 головой и лицом ... мы, лекпомы, старались помочь Владыке, страдавшем двухсторонним хроническим плевритом при декомпенсированном миокарде и общем артериосклерозе. Раз, в конце октября, в сырой ненастный день, проходя мимо землянки - дезокамеры, где производилась дезинфекция вещей при герметически закрытой двери, а заключенный-инвалид караулил снаружи камеру ..., я услышал, что зовут меня по имени. Подойдя, я увидел продрогшего архиепископа Серафима, - "На эти посты ставят на 2 часа по очереди нас, инвалидов; я стою с 12 дня и меня не сменяют (Было около 6-ти часов вечера)". [М. Польский, протопресвитер, Новомученики российские, с. 12, 13.] Тот же свидетель рассказывает, что в марте 1932 г. Владыку освободили и направили этапом в ссылку в область Коми-зырян к северу от Вятки. "Он слабел телесно, но духом был тверд ... Больной - Владыка Серафим часто вспоминался мне в скитаниях по тюрьмам и ссылкам, когда лишенный физического общения с верующими, я мысленно в молитве поминал его; мне представлялось его кротко улыбающееся изможденное лицо и, склонив в молитве голову, я словно чувствовал на ней его исхудалую, огрубевшую, покрытую ссадинами архипастырскую руку". [Там же, с. 16.] В 1933 г. архиепископ Серафим вновь был осужден: 3 года ссылки. Но через год мера преследования ужесточилась. Он приговаривается к 5 годам лагеря. Заключение исповедник отбывал в лагерях. 9 ноября (по другим данным 4 ноября) 1937 г. священномученик Серафим был расстрелян в лагере. Закончилась святым подвигом необыкновенно чистая, светлая и нравственно цельная жизнь, от юности до последнего издыхания отданная Богу и людям. Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. День памяти - 22 октября4ноября.
После деятельного и талантливого руководителя игумена Серафима (Самойловича) наместником Толгского монастыря назначается архимандрит Мефодий (Львовский Николай Васильевич). Родился в 1863г. в Новгородской губернии, село Морозовичи Крестовского уезда.
С 12.10.1916 был наместником Ярославского Толгского монастыря. 3.05.1917 назначен настоятелем Ростовского Борисоглебского монастыря. Приговор: Высшая мера наказания.
Расстрелян 24 ноября 1919 года. Реабилитирован 17марта 1993г.
С 1917 – 1921 гг. должность наместника занимал схиархимандрит Анемподист (Антоний) Алексеев. На его долю выпало, наверное, самое тяжелое время для монастыря. Положение России изменилось. На территории ее центральной части установилась богоборческая власть.
В 1918г. в Ярославле вспыхнул антибольшевистский, так называемый контрреволюционный белогвардейский мятеж, один из самых крупных в России, во главе с полковником Александром Петровичем Перхуровым, который был жестоко подавлен красной армией большевиков (старинная часть города была сожжена, население Ярославля уменьшилось более чем на 50 тыс. человек). Некоторые белогвардейцы под видом монахов прятались в Толгском монастыре, оставляли на хранение свои средства (в 1950-х годах в расщелине старого кедра будет обнаружено около двух пудов золота).
В Известиях ВЦИК была напечатана статья, которая сообщала, «что в 1918 году в Толгском монастыре был размещен во время мятежа запасной штаб белогвардейцев. С 5 по 6 августа монастырь был окружен отрядом красногвардейцев и работниками ЧК. В одной из келий был обнаружен начальник контрразведки полковника Перхурова полковник Некрасов, который скрывался здесь под именем иеромонаха Варлаама. Всего в монастыре обнаружили 12 офицеров перхуровского штаба, было найдено несколько ящиков оружия, патронов, чистые паспорта и деньги».
В это время пострадало много священства, они обвинялись в пособничестве контрреволюционерам, иногда просто за то, что служили по убиенным белогвардейцам панихиды или же отпевали их. В этом же году пострадали и Толгские мученики: иеромонах Никандр (Прусак) и иеромонах Иосиф (Баранов), был расстрелян послушник Павел, охранявший икону, приготовленную к погрузке в поезд. Еще в июне 1918г. архимандрит Анемподист писал патриарху Тихону: ,, … Имею счастие доложить Вашему Святейшеству, как печальнику Русских обителей, что у нас в Святой обители Пресвятыя Богородицы до настоящаго дне обстоит благополучно.,, , а менее чем через две недели будет убит иеромонах Никандр (Прусак). В октябре того же года была произведена опись всего имущества монастыря, составлено соглашение, содержание которого заключается в том, что насельники Толгского монастыря приняли все это имущество от Ярославского Совдепа в бессрочное, бесплатное пользование на определенных условиях. В письме Митрополита Агафангела брату Владимиру от 5 декабря 1919г. читаем: ,,В настоящее время туда (в Толгский монастырь) поселили какую-то воинскую часть, словом – солдат, так что теперь там живут мои монахи, человек сорок, 125 монашек (выселенные из Казанского монастыря г.Ярославля), два приюта и человек 150 солдат. Что дальше будет там, Богу одному известно… Выходит, что я хорошо сделал, что воздержался от переезда туда,, Летом 1920 года в Толгу приехала группа учеников из Ярославля. Коммунистическая власть, чтобы как-то поддержать детей школьного возраста в голодное время, вынесла решение отправлять их в сельскую местность на летние школьные каникулы. После этого первого выезда на Толгу, они стали проводиться каждое лето. Вот в таких условиях приходилось управлять обителью архимандриту Анемподисту, лучше сказать, сохранять ее от бушевавших революционеров. И с этой задачей, как мы видим, он прекрасно справился – монастырь смог просуществовать до 1928г.
Анемподист (Алексеев Афанасий Алексеевич)родился в 1867г. в Псковской губернии (Порховский уезд, Михайловская волость, д. Коляницы). Перед кончиной принял схиму с именем Антоний. Келейник Патриарха Тихона. Наместник Свято-Духова монастыря в г. Вильна до 1915 г. в бытность свт. Тихона архиепископом Виленским и Литовским. С 1915 по 1917 гг. архимандрит Донского монастыря в Москве.
О.Анемподист был доверенным лицом Святейшего Патриарха Тихона в последние годы его жизни, исполняя должность и секретаря и келейника. <С 1917 по 1921 год являлся наместником Толгского монастыря.
Был вызван в Москву Патриархом Тихоном, чтобы занять должность настоятеля Знаменского монастыря в Москве, но пока должность настоятеля была занята, Патриарх оставил его при себе. С 3 сентября 1921 по 5 мая 1922 года исполнял послушание эконома и келейника Патриарха на Троицком Патриаршем подворье. В то время как келейник Патриарха Тихона Яков Полозов находился в заключении, о. архимандрит Анемподист принял на себя обязанности келейника: докладывал ему о пришедших посетителях, производил уборку. 5 мая 1922 года арестован. Обвинен при аресте в "соучастии в антисоветской деятельности Патриарха Тихона" На вопрос следователя: "Какое имеет отношение к Патриарху Тихону и Синоду?", - ответил: "Отношения к Патриарху Тихону, как к святейшему отцу Православной Церкви чисто сыновние, повенительные и кроме этого исполняю все его поручения, касающиеся церкви". Далее на вопросы следователя о Синоде, деятельности Патриарха, о спрятанных ценностях на подворье, отвечал, что ничего не видел и ничего не знает. На следующих допросах (а его во время следствия в отличие от других допрашивали несколько раз) существенного ничего не добавил по сравнению с предыдущим показанием, особенно отрицал какие-либо незаконные связи Патриарха с заграницей. Осужден по групповому делу "Дело Троицкого подворья. Москва, 1922г." Места заключения: 1) Москва, камера предварительного заключения при ГПУ, С 5 по 11 мая 1922 г. 2) Москва, внутренняя тюрьма ГПУ, с 11 по 23 мая 1922 г. Был освобожден из тюрьмы под подписку о невыезде, дело было продолжено. 22 декабря 1922г. на заседании Коллегии ГПУ (судебном) было вынесено решение из-за отсутствия преступления о прекращении дела и об аннулировании подписки о невыезде. С 1922 по 1925 год служит в Донском монастыре.
Сохранились такие воспоминания современников: "в передней Патриарха встретил толстый, веселый архимандрит Анемподист и патриарший келейник Яков Онисимович с женой. Это были до ареста самые близкие, домашние люди. С ними Патриарх всегда шутил и чувствовал к ним домашнюю привязанность. Когда однажды о.Анемподиста арестовали, Патриарх о нем волновался, ездил хлопотать, - однако все же не удержался от шутки: "Вот еще одну изъяли церковную ценность - Анемподиста". "...Кто бывал в приемной Патриарха Тихона, в Троицком подворье на Самотеке, отлично помнят огромного, тучного, размашистого и быстрого в походке патриаршего эконома отца архимандрита Анемподиста, который при изъятии ценностей церкви этого подворья, облачившись заявил свой протест ком иссии, а потом разоблачился и вышел из храма. Такой земной и плотяный по виду монах совсем
не казался героем духа и нравственной силы. Однако Патриарх знал своего эконома, этого простого, малообразованного человека. Когда из суда приходили, не сдастся, на него я надеюсь..." У москвичей в памяти остался архимандрит Анемподист, сидящий всегда рядом с Патриархом Тихоном в пролетке и сопровождавший его в поездках и принимавший всегда участие в богослужениях Патриарха. После смерти Патриарха Тихона был выслан из Москвы". В 1924г. был введен в состав Высшего Церковного Совета. Арестован в январе 1925 года в Москве. Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 19/06/1925 по ст.68 УК РСФСР. Приговор 3 года ссылки в Киркрай, исчисляя срок ссылки с 20.01.1925г. Места заключения: Москва, Бутырская тюрьма, с 29 июня 1925
Киргизия, г.Чимкент с 30 июня 1925 г. Скончался в 1935 году Астрахани, проживая там в полузатворе и безвестности на частной квартире, облекшись в великую схиму. Погребен на местном Духосошественском кладбище, невдалеке от кладбищенского храма. В 1923 году Ярославские власти решили в Казанском девичьем монастыре открыть дом крестьянина. Все монахини, а их было тогда до 300 человек были выселены без предоставления какого-либо помещения. Многие разъехались по стране и немало их поселилось в Толгском монастыре, хотя он и был тогда мужским. Поселились они в монастырской гостинице, часть которой была занята богадельней и приезжавшей на лето вышеупомянутой школьной колонией. Монастырь продолжал жить и в этих условиях до 1928 года.
Последним наместником монастыря был архимандрит Григорий (Алексеев Иван Михайлович).
Он родился в 1875 году. 18.09.1894 поступил в число послушников ярославского Архиерейского дома. 17.09.1902 рукоположен во иеромонаха.
В ноябре 1903 года переведен в Толгский монастырь гор. Ярославля. С 1922 года – наместник монастыря. Арестован вместе с другими монахами при закрытии монастыря 31.12.1928. Приговорен 29.03.1929 к ссылке в Сибирь на 3 года. 5.01.1932 решением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен по окончании срока наказания к высылке на 3 года. Монастырь был окончательно закрыт 6 марта 1929г., хотя было собрано полторы тысячи подписей против закрытия, люди даже хотели отстаивать его силой. В этом же году с его звонницы были сброшены колокола. Богослужение в святой обители было прекращено почти на 60 лет.