Приветственное слово митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона

Сегодняшняя конференция, проходящая в стенах Ярославской Духовной Семинарии, посвящена знаменательной дате - 700-летию основания Толгской обители и явления Толгской иконы Божией Матери. Эти два события важны в духовной жизни не только Ярославской митрополии, но и общезначимы в жизни всей Русской Православной Церкви.

Позвольте поприветствовать перед началом работы конференции всех здесь присутствующих и всех собравшихся друзей Толгской обители.
С 1314 года, когда Ростовский святитель Прохор (в схиме Трифон) обрел икону Божией Матери в нерукотворном столпе света на месте нынешнего монастыря, Промыслом Божиим это место стало особо почитаемо, и обретенная икона стала Великой святыней Православной Церкви.

Как говорится в житии, святитель Прохор, объезжая епархию, посещал белозерские пределы, откуда отправился вниз по рекам Шексне и Волге Ярославлю. При наступлении ночи, остановившись в 7 верстах от Ярославля, на правом берегу Волги, святитель проснулся и увидел яркий свет, озарявший окрестность. Свет исходил от огненного столпа на другом берегу реки, к которому чудесным образом протянулся мост. Перейдя на другой берег и при­близившись к огненному столпу, он увидел в нем икону Пресвятой Богородицы, «стоявшую на воздусе». Свершившееся поразило его настолько, что он дал благословение построить на месте обрете­ния иконы храм, а затем и обитель, не сомневаясь, что она будет прославлена Господом и Его Пречистой Матерью.

Явление Толгской иконы подробно описано в древних источни­ках, что дает нам ясное представление о величии произошедшего тогда события.

На протяжении многих лет Пресвятая Богородица по сей день источает великие чудеса от Своей чудом не утраченной в советское время иконы. И то, что эта икона ныне находится в данной обите­ли, является не меньшим чудом.

Семь веков своего существования Толгская обитель разделяла со своим народом все тяготы и скорби его исторического пути. В тяжелые годы Смутного времени монастырь вместе со всем Рос­сийским государством перенес многие лишения. Он был захвачен поляками, которые разграбили святую обитель и убили 46 иноков. В конце XIX века на месте их мученической смерти была построе­на часовня, которая находится на территории монастыря.

Как известно, в период Смутного времени Ярославль на про­тяжении нескольких месяцев был временной столицей России. В нашем городе Минин и Пожарский собирали ополчение для осво­бождения Москвы от польских захватчиков. Когда началась эпи­демия моровой язвы, Пресвятая Богородица через Свою икону исцелила не только жителей Ярославля, но и многих окрестных деревень.

В 1913 году во время празднования 300-летия дома Романовых монастырь был посещен Августейшей четой, находящейся ныне в сонме новомучеников и исповедников Российских. У Толгской иконы Божией Матери произошла встреча Царственных страсто­терпцев и архиепископа Тихона, будущего новомученика - Патри­арха Московского и всея Руси.

В 1914 году, за несколько лет до начала кровопролитной рево­люции и гражданской войны, обитель отмечала свое 600-летие. В это время настоятелем монастыря был будущий архиепископ Угличский - новомученик Серафим (Самойлович), трудами кото­рого было произведено много преобразований в жизни монасты­ря. По воле Божией владыка Серафим впоследствии стал замести­телем Патриаршего местоблюстителся и управлял Церковью до 12 апреля 1927 года. С освобождением из заключения митрополита Сергия (Старогородского) он передал ему свои права.

События революции и последовавшего за ней красного террора не обошли стороной и Толгскую обитель. В 1918 году имущество монастыря было описано, но монашеская жизнь продолжала теплиться. Воинствующие безбожники неоднократно предпринимали попытки закрыть монастырь, но благодаря вере и самопожертвованию православных верующих обитель смогла просуществовать до 1928 года.

Трагическая участь постигает стены монастыря. После его закрытия во многих храмах были сделаны складские помещения. На протяжении долгого периода времени в стенах Толгской обители располагалась гидростанция, а затем детская колония.

Советский период с его гонениями дал Церкви двух толгских новомучеников: иеромонаха Иосифа (Баранова) (+1918) и иеромонаха Никандра (Прусака) (+1918), которые были расстреляны богоборческой властью.

К сожалению, многие сведения о монастырской братии утрачены, и нам остается только представлять себе уклад жизни дореволюционных монахов, подвизавшихся на Волге сто лет назад. Возможно, в ходе работы нашей конференции мы сможем увидеть эти духовные образы братии Толгского монастыря.

Спустя шестьдесят лет после закрытия Промыслом Божиим именно древняя Толгская обитель была избрана для того, чтобы стать первой после гонений на Церковь переданной обителью для возрождения монашеской жизни. Толгский монастырь тогда стал, с благословения священноначалия, женской обителью.

С момента передачи монастыря прошло 27 лет, из руин были восстановлены древние храмы, монастырь обрел былой величественный вид, а в обители возродилась полноценная духовная жизнь. Важным событием в новейшей истории монастыря стало возвращение ее главной святыни — Толгской иконы Божией Матери.

Трудами сестер монастыря и, прежде всего, неустанным попечением матушки игумении Варвары монастырь сегодня расцветает и встречает свое 700-летие.

Пожелаю всем участникам плодотворной работы. Призываю Божие Благословение на ваши труды.