Жизнь и труды основателя Толгского монастыря святителя Прохора
На наш взгляд, деятельность епископа Прохора до сих пор должным образом не оценена. Мы имеем на сегодняшний день скромное житие с перечислением лишь некоторых заслуг этого выдающегося человека. Несомненно, к самым главным достижениям его жизни относят основание Толгской обители.
В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Матери. По пути в Ростов епископ заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел реку и увидел свет от иконы Божией Матери, находящейся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор переплыл Волгу и на месте явления образа «начал своим рукам сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской иконы, «и очищати место оное и готовити древа на церковь, тожде и вис творяху со усердием и заложила тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления иконы и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители».
Явленная икона прославилась многими чудотворениями. И именно в связи с описанием этих событий мы имеем наиболее пространные сведения о святителе. Предание говорит о святителе Прохоре, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. Можно рассматривать его разностороннюю деятельность не только как церковного деятеля, но и как политика, государственного деятеля, книжника и литератора. До сих пор нет достаточно подробного жития этого святого. Есть лишь отдельные фрагменты жизни. Обозначим их здесь.
Родился Прохор в середине XIII века, согласно преданиям, в селении Прокофьево, в 40 верстах от Ростова.
В конце 1310 года присутствовал на Соборе, созванном по вопросу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени.
В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского.
В 1314-1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери.
В 1322 году защитил Ростов от татарского хана Ахмыли, чудно исцелив его сына, тяжко болевшего под Ярославлем, дав ему испить святой воды и осенив его крестным знамением.
14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, строительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митрополите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой.
В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь.
Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон.
Такова канва его жизни. Однако за каждым фактом стоит целое событие, часто являющееся центральным для своего времени.
Поговорим сначала о Прохоре как церковном деятеле.
Как уже говорилось, в конце 1310 года Прохор присутствовал на Соборе в Переславле-Залесском, созванном по вопросу взимания митрополитом Петром со священников мзды за поставление на церковные степени. В это время он находился в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря. На наш взгляд, это событие в судьбе будущего святителя сыграет определяющее значение, так как, по нашему мнению, именно здесь произойдет сближение игумена Прохора с митрополитом Петром, и после этого начинается их более чем сотрудничество. Святитель Петр практически сразу же по своем посвящении в Константинополе отправился в Северо-Восточную Русь. Здесь он, будучи вовлечен в борьбу между князьями Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским за великое княжение, принял сторону Москвы. Вероятно, поэтому, а также в силу того что ставленник тверского князя Георгий не получил митрополии, Петр был обвинен тверским епископом Андреем во грехе мздоимства. По данному поводу в Переславле-Залесском и состоялся Собор, на котором присутствовали всего лишь два епископа, несколько игуменов, священство, князья, горожане. По свидетельству автора жития святителя Петра, борьба на Соборе была серьезной и чуть не дошла до рукоприкладства. По мнению некоторых историков, большая часть духовенства, присутствовавшего здесь, выступила против Петра, однако при поддержке московского князя Ивана Даниловича Калиты он был оправдан. Не возникает никаких сомнений, что на стороне святителя был и настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Прохор. Не пройдет и полгода, как Прохор будет митрополитом Петром посвящен во епископы ростовские. Кстати, хиротония будет проходить во враждебной Петру (а теперь и Прохору, так как он не поддержал обвинения, выдвинутые Михаилом Тверским против митрополита) Твери, и сослужить во время хиротонии Петру будет епископ Тверской Андрей. Митрополит Петр, как говорится в житии, примирился с епископом Андреем и великим князем Михаилом.
Епископ Прохор, подобно своему наставнику Петру, пребывает в постоянной заботе о своей пастве, объезжает владения епархии. Как раз во время возвращения из одной такой поездки, в Кириллов монастырь, ему и была явлена Толгская икона Божией Матери.
О том, что епископ Прохор был на Руси глубоко почитаемым иерархом Церкви, говорит и тот факт, что после кончины Петра 21 декабря 1326 года и до приезда на Русь митрополита Феогноста в 1328 году ростовский епископ исполнял обязанности местоблюстителя митрополичьего престола. А 14 августа 1327 года он освятил московский Успенский собор, заложенный годом раньше святителем Петром и князем Иваном Калитой. Опять же, именно Прохор, исполняющий обязанности местоблюстителя, во Владимире с амвона Успенского собора зачитывает «список», присланный от князя Ивана Калиты, с описанием чудес, происходивших в Москве от гроба святителя Петра.
Личность святителя Прохора имеет, несомненно, эпический характер. Его служение не ограничивается церковной оградой, он государственный муж и политический деятель, миротворец. Деятельность его необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи. Практически все годы святительства и Петра и Прохора проходят в обстановке противостояния тверских и московских князей за ханский великокняжеский ярлык. В 1319 году, в один из самых раскаленных с точки зрения противостояния годов, Прохор едет в Тверь мирить ее князей с Юрием Даниловичем Московским. Для нас нет никаких сомнений, что эту миссию он исполняет по благословению митрополита Петра. А в 1322 году, как рассказывают летописи, своим предстательством епископ Прохор спасает Ростов от нашествия ханского узбека Ахмыла.
Хан Ахмыл, разоривший по пути Ярославль, приближался к Ростову. Ростовские князья, услышав о прибытии грозного врага, бежали. Святитель Прохор вместе с Игнатием, потомком цесаревича Петра, вышел навстречу Ахмылу. Взяв с собой своих соколов, шубы и другие подарки, Игнатий, в сопровождении крестного хода, встретил татар на берегу озера Неро, близ монастыря, основанного св. Петром. И, преклонив колена пред Ахмылом, объяснил ему, что он происходит от древнего ханского рода, что это место царское, купленное прадедом его, и что здесь совершаются чудеса. При этом епископ Прохор исцелил сына Ахмылова, занемогшего под Ярославлем, дав ему отпить освященной воды и осенив св. крестом. Обрадованный таким чудом, Ахмыл прославил Бога, принял от Игнатия «тешь царскую», благодарил епископа, подарив ему «40 литр серебра и 30 литр его клиру». Таким образом, Ростов был спасен от вторичного разорения.
Еще один факт значительности ростовского епископа, нашего знаменитого земляка: в 1325 году Прохор, вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами, хоронил в Москве убитого вел. кн. Юрия Даниловича. Подобные эпизоды из жизни и деятельности святителя Прохора подтверждают нашу гипотезу о значительном вкладе его в возвышение Москвы и утверждение ее как собирательницы земель русских.
Говоря о многогранной деятельности епископа Прохора нельзя не остановиться на его заслугах перед русской литературой. Многие исследователи древнерусской литературы считают Прохора
автором «Жития митрополита Петра». Это одно из самых ранних произведений московской литературы. «Житие митрополита Петра» было написано в первой половине 1327 года, то есть вскоре после его смерти. Существует несколько точек зрения на вопрос авторства «Жития». Традиционно считается автором именно епископ Прохор, имя которого указано в заглавии второго извода «Жития». У истоков этой точки зрения стоят митрополит Макарий и историк В.О. Ключевский. Родоначальником иной точки зрения явился известный историк Церкви Е.Е. Голубинский. Его смутило то, что автор данного жития упоминает и в названии и в тексте имя епископа Прохора в третьем лице, а также называет его преподобным. «Бывши же Сбору в граде Переславле и ту бывшю преподобному Семеону, епископу Ростовскому, и преподобному игумену Прохору сущи; приехавши же клирику от Костянтина града и призвану сущи Андрею епископу, а князю великому Михаилу в Орде бывши, но приехавши сыну его, князю великому Дмитрею, и брату его Олександру, и ины князи мнози, вельможи, и воеводы, и множество преподобных игумен и ерей. Странно, что уважаемый исследователь не обратил внимания», что «преподобными» в тексте называются не только Прохор, но и епископ Семеон и игумены и иереи. То есть в данном случае слово «преподобный» употреблено не в значении «святости». Вслед за Голубинским не заметил этого и современный исследователь В.А Кучкин, также на основании, в том числе, и этого факта отказывающий в авторстве святителю Прохору. Исследователи-традиционалисты считают Прохора и автором следующего за «Житием» «Чтения на память митрополита Петра», которое святитель, как отмечалось выше, прочитал во Владимире, где проходила канонизация Петра. Сегодня у сторонников традиционной точки зрения множество адептов. Среди них и ярославский ученый Г.Ю. Филипповский, который занимался изучением этого произведения.
«Житие святителя Петра» написано в новой сравнительно литературной манере: очень просто, сжато, без каких-либо хитросплетений. В художественном отношении это первоначальное жизнеописание митрополита Петра, бесспорно, уступает многим литературным произведениям XI-XII столетий. Однако с идейной точки зрения отражает факт действительного возвышения Москвы и превращения маленького княжества в общерусский национальный центр.
Епископ Прохор во многих исследованиях именуется видным книжником и первым известным нам ярославским писателем. Кроме «Представления Петра митрополита всея Руси, а се ему чтение Прохора, епископа Ростовского» Прохор создает «Поучение Петра митрополита, егда припре тверского епископа Андрея в соборе». «Стилевое сопоставление, - отмечает Г. Филипповский, - показывает большую вероятность, что «Представление благоверного и христолюбивого князя Феодора смоленского и ярославского», как и «Представление Петра митрополита» - краткие первоначальные редакции соответствующих житий - принадлежат одному автору - Прохору. Канон Петру также написал епископ Прохор.
Ярославская легенда связывает с именем Прохора выдающийся памятник древнерусской книжной культуры начала XIV века «Федоровское Евангелие» с прекрасной, выполненной в художественной традиции домонгольской Руси входной миниатюрой святого Феодора Стратилата, тезоименитого св. князя Федора Ростиславича Черного, на память которого и вложено было Евангелие в Спасо-Ярославский монастырь в бытность там Прохора.
После 16-летнего служения Ростовской церкви Прохор удалился на покой в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался 7 сентября 1328 г., приняв перед смертию схиму. Похоронен Прохор за алтарем Преображенской церкви того же монастыря. Память его, как местного святого, чтится 7 сентября, хотя канонизован он не был.
Вот лишь некоторые фрагменты из жизни нашего замечательного земляка, великого человека земли русской. Хочется надеяться, что вся работа по составлению жизнеописания этого святого еще впереди.