Жизнь и труды основателя Толгского монастыря святителя Прохора

Мартышин Владимир Сергеевич,
член Союза писателей России,
директор Ивановской на Лехте школы

На наш взгляд, деятельность епископа Прохора до сих пор долж­ным образом не оценена. Мы имеем на сегодняшний день скром­ное житие с перечислением лишь некоторых заслуг этого выдаю­щегося человека. Несомненно, к самым главным достижениям его жизни относят основание Толгской обители.

В 1314 году, 8 августа, неподалеку от Ярославля, при впадении в Волгу речки Толги, епископу Прохору явилась икона Божией Ма­тери. По пути в Ростов епископ заночевал на берегу Волги. Ночью он увидел огненный столп и мост через Волгу. Святитель по мосту перешел реку и увидел свет от иконы Божией Матери, находящей­ся на огненном столпе. Долго молился святитель перед иконой, а затем по мосту возвратился в шатер. Утром епископ Прохор пере­плыл Волгу и на месте явления образа «начал своим рукам сещи лес», как говорится в одном из сказаний о явлении Толгской ико­ны, «и очищати место оное и готовити древа на церковь, тожде и вис творяху со усердием и заложила тогожде дне церковь малу...» Церковь епископ Прохор посвятил Введению во храм Пресвятой Богородицы, установил 8 августа день празднования явления ико­ны и, «поставивши к новоустроенной церкви игумена, назначил там быть мужской обители».

Явленная икона прославилась многими чудотворениями. И именно в связи с описанием этих событий мы имеем наиболее пространные сведения о святителе. Предание говорит о святителе Прохоре, что это был муж праведной жизни, обладавший всеми добродетелями древних христианских епископов. Можно рассма­тривать его разностороннюю деятельность не только как церков­ного деятеля, но и как политика, государственного деятеля, книж­ника и литератора. До сих пор нет достаточно подробного жития этого святого. Есть лишь отдельные фрагменты жизни. Обозначим их здесь.

Родился Прохор в середине XIII века, согласно преданиям, в се­лении Прокофьево, в 40 верстах от Ростова.

В конце 1310 года присутствовал на Соборе, созванном по во­просу взимания митрополитом со священников мзды за поставление на церковные степени.

В марте 1311 года митрополитом Киевским и всея Руси Петром в Твери хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского.

В 1314-1315 году основал Толгскую обитель на речке Толге в память явления ему образа Божией Матери.

В 1322 году защитил Ростов от татарского хана Ахмыли, чудно исцелив его сына, тяжко болевшего под Ярославлем, дав ему ис­пить святой воды и осенив его крестным знамением.

14 августа 1327 года освятил в Москве Успенский собор, стро­ительство которого было начато 4 августа 1326 года, при митропо­лите Петре, князем Иваном Даниловичем Калитой.

В 1328 году удалился на покой в Спасо-Ярославский монастырь.

Скончался 7 сентября 1328 года, приняв перед смертью схиму с именем Трифон.

Такова канва его жизни. Однако за каждым фактом стоит целое событие, часто являющееся центральным для своего времени.

Поговорим сначала о Прохоре как церковном деятеле.

Как уже говорилось, в конце 1310 года Прохор присутствовал на Соборе в Переславле-Залесском, созванном по вопросу взима­ния митрополитом Петром со священников мзды за поставление на церковные степени. В это время он находился в сане игумена Спасо-Ярославского монастыря. На наш взгляд, это событие в судьбе будущего святителя сыграет определяющее значение, так как, по нашему мнению, именно здесь произойдет сближение игу­мена Прохора с митрополитом Петром, и после этого начинается их более чем сотрудничество. Святитель Петр практически сразу же по своем посвящении в Константинополе отправился в Северо-Восточную Русь. Здесь он, будучи вовлечен в борьбу между кня­зьями Михаилом Ярославичем Тверским и Юрием Даниловичем Московским за великое княжение, принял сторону Москвы. Веро­ятно, поэтому, а также в силу того что ставленник тверского князя Георгий не получил митрополии, Петр был обвинен тверским епи­скопом Андреем во грехе мздоимства. По данному поводу в Переславле-Залесском и состоялся Собор, на котором присутствовали всего лишь два епископа, несколько игуменов, священство, князья, горожане. По свидетельству автора жития святителя Петра, борьба на Соборе была серьезной и чуть не дошла до рукоприкладства. По мнению некоторых историков, большая часть духовенства, присут­ствовавшего здесь, выступила против Петра, однако при поддерж­ке московского князя Ивана Даниловича Калиты он был оправдан. Не возникает никаких сомнений, что на стороне святителя был и настоятель Спасо-Преображенского монастыря игумен Прохор. Не пройдет и полгода, как Прохор будет митрополитом Петром посвя­щен во епископы ростовские. Кстати, хиротония будет проходить во враждебной Петру (а теперь и Прохору, так как он не поддержал обвинения, выдвинутые Михаилом Тверским против митрополи­та) Твери, и сослужить во время хиротонии Петру будет епископ Тверской Андрей. Митрополит Петр, как говорится в житии, при­мирился с епископом Андреем и великим князем Михаилом.

Епископ Прохор, подобно своему наставнику Петру, пребывает в постоянной заботе о своей пастве, объезжает владения епархии. Как раз во время возвращения из одной такой поездки, в Кириллов монастырь, ему и была явлена Толгская икона Божией Матери.

О том, что епископ Прохор был на Руси глубоко почитаемым иерархом Церкви, говорит и тот факт, что после кончины Петра 21 декабря 1326 года и до приезда на Русь митрополита Феогноста в 1328 году ростовский епископ исполнял обязанности место­блюстителя митрополичьего престола. А 14 августа 1327 года он освятил московский Успенский собор, заложенный годом раньше святителем Петром и князем Иваном Калитой. Опять же, именно Прохор, исполняющий обязанности местоблюстителя, во Влади­мире с амвона Успенского собора зачитывает «список», прислан­ный от князя Ивана Калиты, с описанием чудес, происходивших в Москве от гроба святителя Петра.

Личность святителя Прохора имеет, несомненно, эпический характер. Его служение не ограничивается церковной оградой, он государственный муж и политический деятель, миротворец. Де­ятельность его необходимо рассматривать в контексте историче­ской эпохи. Практически все годы святительства и Петра и Прохо­ра проходят в обстановке противостояния тверских и московских князей за ханский великокняжеский ярлык. В 1319 году, в один из самых раскаленных с точки зрения противостояния годов, Прохор едет в Тверь мирить ее князей с Юрием Даниловичем Московским. Для нас нет никаких сомнений, что эту миссию он исполняет по благословению митрополита Петра. А в 1322 году, как рассказы­вают летописи, своим предстательством епископ Прохор спасает Ростов от нашествия ханского узбека Ахмыла.
Хан Ахмыл, разоривший по пути Ярославль, приближался к Ростову. Ростовские князья, услышав о прибытии грозного врага, бежали. Святитель Прохор вместе с Игнатием, потомком цесаре­вича Петра, вышел навстречу Ахмылу. Взяв с собой своих соко­лов, шубы и другие подарки, Игнатий, в сопровождении крестного хода, встретил татар на берегу озера Неро, близ монастыря, осно­ванного св. Петром. И, преклонив колена пред Ахмылом, объяснил ему, что он происходит от древнего ханского рода, что это место царское, купленное прадедом его, и что здесь совершаются чуде­са. При этом епископ Прохор исцелил сына Ахмылова, занемог­шего под Ярославлем, дав ему отпить освященной воды и осенив св. крестом. Обрадованный таким чудом, Ахмыл прославил Бога, принял от Игнатия «тешь царскую», благодарил епископа, подарив ему «40 литр серебра и 30 литр его клиру». Таким образом, Ростов был спасен от вторичного разорения.

Еще один факт значительности ростовского епископа, нашего знаменитого земляка: в 1325 году Прохор, вместе с митрополитом Петром и тремя другими епископами, хоронил в Москве убитого вел. кн. Юрия Даниловича. Подобные эпизоды из жизни и деятель­ности святителя Прохора подтверждают нашу гипотезу о значи­тельном вкладе его в возвышение Москвы и утверждение ее как собирательницы земель русских.

Говоря о многогранной деятельности епископа Прохора нельзя не остановиться на его заслугах перед русской литературой. Мно­гие исследователи древнерусской литературы считают Прохора
автором «Жития митрополита Петра». Это одно из самых ранних произведений московской литературы. «Житие митрополита Пе­тра» было написано в первой половине 1327 года, то есть вско­ре после его смерти. Существует несколько точек зрения на во­прос авторства «Жития». Традиционно считается автором именно епископ Прохор, имя которого указано в заглавии второго извода «Жития». У истоков этой точки зрения стоят митрополит Макарий и историк В.О. Ключевский. Родоначальником иной точки зрения явился известный историк Церкви Е.Е. Голубинский. Его смутило то, что автор данного жития упоминает и в названии и в тексте имя епископа Прохора в третьем лице, а также называет его преподоб­ным. «Бывши же Сбору в граде Переславле и ту бывшю преподоб­ному Семеону, епископу Ростовскому, и преподобному игумену Прохору сущи; приехавши же клирику от Костянтина града и призвану сущи Андрею епископу, а князю великому Михаилу в Орде бывши, но приехавши сыну его, князю великому Дмитрею, и брату его Олександру, и ины князи мнози, вельможи, и воеводы, и мно­жество преподобных игумен и ерей. Странно, что уважаемый ис­следователь не обратил внимания», что «преподобными» в тексте называются не только Прохор, но и епископ Семеон и игумены и иереи. То есть в данном случае слово «преподобный» употреблено не в значении «святости». Вслед за Голубинским не заметил этого и современный исследователь В.А Кучкин, также на основании, в том числе, и этого факта отказывающий в авторстве святителю Прохору. Исследователи-традиционалисты считают Прохора и ав­тором следующего за «Житием» «Чтения на память митрополи­та Петра», которое святитель, как отмечалось выше, прочитал во Владимире, где проходила канонизация Петра. Сегодня у сторон­ников традиционной точки зрения множество адептов. Среди них и ярославский ученый Г.Ю. Филипповский, который занимался изучением этого произведения.

«Житие святителя Петра» написано в новой сравнительно ли­тературной манере: очень просто, сжато, без каких-либо хитро­сплетений. В художественном отношении это первоначальное жизнеописание митрополита Петра, бесспорно, уступает многим литературным произведениям XI-XII столетий. Однако с идейной точки зрения отражает факт действительного возвышения Москвы и превращения маленького княжества в общерусский националь­ный центр.

Епископ Прохор во многих исследованиях именуется видным книжником и первым известным нам ярославским писателем. Кро­ме «Представления Петра митрополита всея Руси, а се ему чтение Прохора, епископа Ростовского» Прохор создает «Поучение Петра митрополита, егда припре тверского епископа Андрея в соборе». «Стилевое сопоставление, - отмечает Г. Филипповский, - пока­зывает большую вероятность, что «Представление благоверного и христолюбивого князя Феодора смоленского и ярославского», как и «Представление Петра митрополита» - краткие первоначальные редакции соответствующих житий - принадлежат одному автору - Прохору. Канон Петру также написал епископ Прохор.

Ярославская легенда связывает с именем Прохора выдающийся памятник древнерусской книжной культуры начала XIV века «Фе­доровское Евангелие» с прекрасной, выполненной в художествен­ной традиции домонгольской Руси входной миниатюрой святого Феодора Стратилата, тезоименитого св. князя Федора Ростиславича Черного, на память которого и вложено было Евангелие в Спасо-Ярославский монастырь в бытность там Прохора.

После 16-летнего служения Ростовской церкви Прохор удалил­ся на покой в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, где и скончался 7 сентября 1328 г., приняв перед смертию схиму. По­хоронен Прохор за алтарем Преображенской церкви того же мона­стыря. Память его, как местного святого, чтится 7 сентября, хотя канонизован он не был.

Вот лишь некоторые фрагменты из жизни нашего замечатель­ного земляка, великого человека земли русской. Хочется надеять­ся, что вся работа по составлению жизнеописания этого святого еще впереди.