Развитие Толгского монастыря в XIV - XVII вв.
Иерусалимский Юрий Юрьевич,
доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой отечественной
средневековой и новой истории ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Болдырева Ольга Анатольевна,
кандидат исторических наук
В августе 1314 года при ярославском князе Давиде Федоровиче стараниями Ростовского епископа Трифона (до пострижения в схиму Прохора) была основана Толгская обитель. Первоначальный процесс образования вотчины Толгского монастыря проходил на землях ярославских князей Жировых-Засекиных. При рассмотрении первого этапа формирования земельного фонда монастыря особое внимание уделялось источникам роста землевладения Толгской обители. Их основу составляли земельные вклады потомков сыновей князя Василия Грозные Очи - князей Василия и Глеба. Этот период относится ко времени существования самостоятельного Ярославского княжества. Земли Толгский монастырь получал на помин души князей и их родителей, а также как вклад на постриг.
До формального вхождения Ярославля в состав единого государства Толгская обитель перешла под руку великих московских князей. Около середины 1450-х годов начинается второй этап формирования вотчины монастыря, который заканчивается концом XVII века с фактическим прекращением поступлений земельных владений в вотчину монастыря и значительным ограничением льгот, предоставляемых обители государством.
В XIV веке князья Засекины стали злоупотреблять своими вотчинными правами, и обитель обратилась с челобитной к великому князю Василию Темному, в которой содержалась просьба взять монастырь под свое покровительство. После перехода обители под власть московского князя княжеские вотчины оставались питательным источником роста его землевладения. Как и в предыдущий период, они давались на помин души и как вклад на постриг, а так же в оплату долговых обязательств. Наряду с этим монастырь стал получать пожалования от великого князя, а позднее в обитель стали поступать вклады от ярославских дворян.
Еще одним источником доходов Толгского монастыря были вклады посадских людей и жителей г. Ярославля. Формирование и развитие монастырской вотчины было тесно связано с политическими процессами, происходившими в русском государстве. В то же время организация вотчины монастыря имела свои особенности. Владения обители были сосредоточены в Ярославском, Романовском, Ростовском уездах, в основном в левобережной части р. Волги. Толгский монастырь дольше других сохранял в полном объеме льготы, что было связано с положением обители среди вотчинных владений ярославских князей, долго сохранявших свою экономическую самостоятельность в составе единого Российского государства.
В 1553 году монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Государь оставил значительные вклады и велел построить каменный храм. Царский указ был осуществлен спустя некоторое время, когда монастырем управлял игумен Феодосий - один из самых известных наместников Толгской обители, который находился во главе братии монастыря 25 лет (с 1578 по 1602 гг.). В Смутное время, 18 мая 1609 года, польские отряды захватили Толгский монастырь, жестоко убив 46 монахов и послушников (в 1793 году над их могилами была построена часовня). После окончания Смуты началось восстановление монастыря. В 1620 году царь Михаил Федорович пожаловал обители 140 рублей на строительство церкви в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и колокольни. Период расцвета монастыря начался с деятельности игумена Гордиана, управлявшего братией более четверти века, в 1673 - 1700 годах. В 1681 году игумен обратился к митрополиту Ростовскому Ионе Сысоевичу с просьбой разрешить разобрать малый Введенский храм и построить новый. Строительство продолжалось несколько лет и завершилось в 1683 году.
В XVII веке Толгскому монастырю, как и другим обителям, приходилось бороться за сохранение земель и возможность приобретать новые земельные угодья, в то время как политика правительства была направлена на ограничение монастырского землевладения. В этот период Уложением 1649 года была окончательно уничтожена церковная юрисдикция по гражданским и уголовным делам для церковных людей, что лишало монастыри постоянного и крупного источника дохода. Политические процессы XVII века отношении церковной организации были предвестником земельной секуляризации 1764 года.
Торговые отношения обители в XV-XVII веках развивались в русле общерусской тенденции. Основными направлениями торговли монастыря были города Поволжья и Северное Поморье. С начала XVII века Толгский монастырь проводил активную экономическую политику в г. Ярославле, ставшем одним из центров торговли России. Обитель наряду с другими монастырями энергично отстаивала свои интересы в борьбе с посадским населением. Приобретая недвижимое имущество на территории г. Ярославля монастырь к концу XVII века значительно укрепил свое влияние в экономике города.
Таким образом, главным источником доходов Толгского монастыря являлся тру монахов, занимавшихся рыболовством, скотоводством, земледелием, торговлей и строительством. Монастырь являлся одним из крупнейших центров социально-экономической, политической и культурной жизни Верхнего Поволжья в периоды удельной раздробленности, образования и дальнейшего развития централизованного государства.