Духовные лики Свято-Введенского мужского Толгского монастыря до начала XX в.

инокиня Спиридона (Жевлакова),
насельница Свято-Введенского Толгского монастыря

«Толгская обитель - редкость. Благоговение к Царице Небес­ной запечатлевает, кажется, каждый шаг; кажется, слышишь голос: разуй сапоги. Эта величественная Волга, как будто для Сей Ца­рицы катит свои волны; этот златый храм, как будто среди небес для Нее воздвигнут; эти огромные кедры, увенчанные царствен­ными кронами, как будто Ея царственную возвещают славу, как будто от Ея имени проповедуют: Бога бойтеся, Царя чтите». Так воспевал в своих письмах древнюю обитель один из выдающих­ся её настоятелей архиепископ Ириней Нестерович. И мы, вслу­шиваясь в слова владыки, созерцаем красоту тишины и величия святого места. Мысль обращается также и к людям, населявшим и созидающим его, молитвенными и деятельными трудами которых, держатся монастырские стены по сегодняшний день. Ещё столе­тие назад, во время подготовки празднования 600-летнего юбилея, встречать теплоход с императором Николаем II выходили монахи экономически процветающего мужского монастыря. В ту пору ни­кто из них не ведал, что 700-летний юбилей доведётся встречать матушкам, насельницам первой женской обители, открытой после десятилетий гонений на Церковь. Перед нами на фотографиях бра­тия, приписные монастырские крестьяне, паломники. Сейчас нам известно шестьдесят три имени настоятелей и около трехсот имен насельников. Но что мы знаем о них?

К сожалению, монастырские акты чаще упоминают о хозяй­ственной жизни обители: о том, какими вотчинами монастырь владел, кому и что продавал, какие налоговые суммы выплачивал в государственную казну. В этих описаниях не хватает главного - духовного облика насельников, внутренней жизни монастыря как «общего дома» и «врачебницы душ». Большую часть сведений данного исследования мы черпали из юбилейной книги Дмитрия Орлова «Ярославский первоклассный Толгский монастырь», по­свящённой 600-летию Толгского мужского монастыря, сопостав­ляя факты с имеющимися списками монастырских описей, хроник и актов.

Духовный лик первых насельников обители раскрывается бла­годаря сказанию о чуде истечения мира от Толгской иконы в 1392 году. По прошествии семидесяти осьми лет от основания Толгской обители, при игумене Германе, однажды, во время совершения братиею утрени, когда на 9-й песни священник возгласил: «Бого­родицу и Матерь Света в песнех возвеличим», - внезапно от иконы Божией Матери, из правой руки истекло миро, которое наполнило весь храм великим благоуханием. После утрени братия пели моле­бен Пресвятой Богородице, и когда, в конце онаго, запели: «Вла­дычице, приими молитвы раб Твоих», - тогда от той же иконы, из левой ноги Предвечнаго Младенца также истекло миро. «Такая благодать, явленная благостию Божиею, более всего свидетель­ствует о строгой подвижнической жизни тогдашних иноков Толгских и их настоятеля». Именно игумен Герман ввел запись чудес и исцелений, совершавшихся от святой иконы.

Современник Иоанна Грозного, игумен Феодосий Харитонов (1578 - 1602 гг. управления Толгской обителью).

«Феодосий (Харитонов Феодот Харитонович), архиепископ Астраханский и Терский. Родился в с. Яковлевском, близ г. Ярос­лавля, в семье священника.

На 20-м году жизни женился и был рукоположен во священни­ка в церкви блгв. князей Бориса и Глеба в г. Ярославле. На ше­стом году священства овдовел и принял монашество в Толгском монастыре. В 1578 (по иным сведениям, до 1566 года) назначен игуменом этого монастыря, пробыв в этом сане 25 лет, постоянно заботясь о благолепии и благоустройстве его. Первым делом его настоятельства была забота об утверждении за монастырём прило­женных в него деревень Чурово и Тихарево, о которых он довел до сведения самого Государя царя Иоанна Васильевича и получил от него «владенную» грамоту на обе эти деревни. Упоминается гра­мота царя Федора Иоанновича, которою утверждены были за Толгским монастырём деревни Косиково и Горка с пустошами. Игумен Феодосий замечателен своей деятельностью по благоустройству обители. При нем была построена первая каменная в монастыре церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. При Фе­одосии в обители выкопаны пруды, насажены знаменитые мона­стырские кедры, числом около 160.

В 1605 году возведен в сан архиепископа. Спустя несколько лет после назначения Феодосия на Астраханскую кафедру в Астра­хани происходили большие смятения по поводу признания царем Григория Отрепьева. Феодосий мужественно, смело обличал само­званца и внушал это народу, за что едва не был убит. В 1606 году послан царем В.И. Шуйским и патриархом Гермогеном в г. Углич для перенесения в Москву мощей св. мученика царевича Дими­трия. По пути в Астрахань святитель заболел и 18 декабря 1606 или 1607 года скончался. Тело его почивает под спудом в астра­ханском соборе, подавая исцеления всем с верою поклоняющим­ся. Святитель Феодосий был муж даровитый и строгий по жизни; энергичный, смелый и хозяйственный».

Игумен Адриан (1635 - 1640 гг. управления Толгской обителью).

На пер­вых порах его настоятельства случилось в монастыре чудо, имев­шее поучительное значение и для всех последующих настоятелей монастыря. Вследствие засухи в 1636 году был очень скудный уро­жай, и в Ярославской стране наступил голод. Множество бедных стало являться на Толгу, чтобы воспользоваться монастырской тра­пезой, которая по древнему обычаю предлагалась всем богомоль­цам. Настоятель, видя, что при таком расходе хлеба не хватит годо­вого запаса для содержания братии, велел затворить монастырские ворота и никому из приходящих не давать хлеба. Но случилось не­что необыкновенное, показывающее, что Господу не угодна была такая скупость, обнаруживающая маловерие иноков: всех мона­хов вдруг поразила несытость. Настоятелем было приказано уве­личить вдвое порции монашеского обеда, но и после этого иноки вставали из-за стола голодными и продолжали роптать на скупого настоятеля. Тогда настоятель, увидевши в этом наказание свыше за свое маловерие, раскаялся в своем грехе и распорядился отворить ворота для всех неимущих. И вот, как только начали снова являться в обитель смиренные гости, исчезло чувство несытости у иноков, и они поняли, что терпели наказание за обуявшую их жадность. При игумене же Адриане совершилось и множество других чудес. Батюшке было некогда предсказано преподобным Дионисием, что он будет жить в Троицком монастыре, и предсказание прозорливца исполнилось. По воле патриарха Иоасафа, 1 августа 1640 г. Адри­ан назначен настоятелем Троице-Сергиева монастыря и возведен в сан архимандрита.

Князь Алексей Михайлович Львов (монах Авраамий, ум. в 1653).

«Он был одним из сподвижников князя Д.М. Пожарского во Втором ополчении, освобождавшем Москву. Участвовал в Зем­ском соборе и подписался на грамоте об избрании Михаила Рома­нова царём. В 1627 году Львов получил чин окольничьего, в даль­нейшем служил в приказе Большого Дворца и возглавлял его до 1652 года. Потомства Алексей Михайлович не имел и незадолго до смерти принял постриг с именем Авраамия в Толгском мона­стыре».

Игумены Иоиль и Гордиан (1641 - 1650 гг. и 1673 - 1700 гг. управления Толгской обителью)

являют нам высокий пример христи­анского воспитания в семье. «Родные братья, родом из города Романова, происходили из благочестивого семейства, имея трех братьев и родителей: отца Самсона, прозванием Богомола, и мать Неонилу. В течение 10 лет все пять сыновей Самсона, по предска­занному ранее, постриглись в монахи с именами Иоиль, Гордиан, Самсон, Акила и Макарий. При игумене Иоиле в 1657 году учреж­ден ежегодный крестный ход с чудотворною Толгской иконой в г. Ярославль. После смерти своего отца вскоре скончался и Иоиль и погребен, согласно его завещанию, в устроенном им Смолен­ском монастыре». Игумен Гордиан с 1673 по 1700 год возглавляет Толгский монастырь с оставлением за ним звания игумена Смо­ленского монастыря и становится одним из самых выдающихся его игуменов. Гордиан являлся не только игуменом Смоленско­го и Толгского монастырей, но также строителем и живописцем. При нем и по его заказу была составлена 3-я, самая популярная, пространная редакция Сказания о Толгской иконе с 28 чудесами. При нём была завершена постройка святых монастырских врат и возведена Введенская соборная церковь, произведены фресковые росписи, трехъярусная колокольня и поднят колокол весом 200 пу­дов, отлитый на пожертвованные Никитой Львовым 1000 рублей. Игумен пользовался уважением и умел привлекать к себе людей. Скончался игумен Гордиан в 1700 году и погребен при северо-за­падной стене алтаря сооруженного им соборного монастырского храма».

Архиепископ Ириней (Нестерович) (1848 - 1864 гг. управления Толгской обителью).

О цитируемом нами в начале исследования архиепископе Иринее написано несколько книг. Этот человек оста­вил яркий след в истории Иркутской епархии, Вологодского края и нашей обители. Духовный портрет владыки раскрывает его удиви­тельная биография и воспоминания о нем современников. Имен­но к владыке Иринею единственный раз за всю историю своего пребывания на Ярославской земле приезжал для духовной беседы святитель Игнатий (Брянчанинов).

«Внешность архиеп. Иринея производила сильное впечатле­ние. «Ему было около 45 лет, - описывал один из знавших его уже в Иркутске, - среднего роста, сложен очень правильно; движения очень грациозные и выражали физическую силу и энергию; лицо мужественное, взгляд быстрый, проницательный, голос самый чи­стый - грудной мягкий тенор. Подражать владыке Иринею невоз­можно! Каждое слово его ловили. Уроки же его, или лекции его отличались необыкновенной простотой и тем, что мы могли его обо всем спрашивать и прямо, ничего не боясь, высказывать ему наши сомнения и беседовать»».

«Прибыл архиепископ Ириней в Иркутск 17 октября 1830 года, а уже в июле следующего года последовал императорский указ о лишении его архиерейства и ссылке в Спасо-Прилуцкий мона­стырь Вологодской епархии под бдительный надзор настоятеля монастыря и местного архиерея.

В 1848 году он был определен в настоятели Толгского монасты­ря Ярославской епархии. Народ любил и уважал его, считая его мучеником, безвинно пострадавшим от своих врагов, прозорли­вым и юродивым. Известие о переводе преосвященного на новое место жители встретили с грустью. 25 мая под колокольный звон всех городских церквей преосвященный прощался с Вологдой, за­ехал в храмы, находящиеся на пути его следования, а при выезде из города благословил его в последний раз» .

«27 мая 1848 года прибыл преосвященный Ириней в Толгскую обитель, которая произвела на него поражающее впечатление. Толгская обитель была благоустроена и украшена скончавшимся за 4 года перед прибытием преосвященного Иринея настоятелем архиепископом Авраамом, так что преосвященному Иринею не пришлось много заботиться об устроении обители. Впрочем, и в этом отношении он немало сделал для монастыря.

Особое попечение его было обращено на чудотворный образ Богоматери. Для ношения его в крестных ходах в 1856 году устро­ен Владыкою большой серебряный киот, весом в три пуда, луч­шей московской работы. Им же устроены для иконы Богоматери и копий с неё четыре ризы, из которых одна весьма высокой цен­ности, низанная жемчугом, украшена драгоценными камнями, в числе которых находящиеся в лучах венца Богоматери аметисты приложены им самим из имевшихся у него четок. Немало забот приложены преосв. Иринеем для улучшения ризницы. Им устро­ены лучшие соборные священнические и диаконские облачения, а также богатые облачения для архиерейского служения. Им же куплен в Ярославле каменный двухэтажный дом, прилегающий к монастырскому подворью.

Но главные труды архиепископа Иринея по управлению Толгским монастырем состояли в другом. За 4 года от смерти ар­хиепископа Авраама до прибытия преосвященного Иринея насто­ятелем Толгской обители был ректор Петербургской семинарии архимандрит Феогност. Он всё время жил в Петербурге, и при от­сутствии непосредственного надзора монастырская дисциплина заметно упала. Богослужение совершалось не строго по уставу, в чтении положенных кафизм и канонов делались пропуски, и самое чтение было торопливое и невыразительное; правила мо­нашеской жизни соблюдались не строго. Вот на эти недостатки преосвященный Ириней и обратил внимание. Он стал посещать все совершаемые в обители богослужения, сам читал кафизмы и канон, и своим чтением давал пример неукоснительного и точного исполнения церковного устава. Жизнь монастырской братии была строго распределена, и преосвященный настоятель своей подвиж­ническою жизнью являл пример строгого исполнения иноческого устава. Вообще, учить и наставлять было главной задачей преос­вященного Иринея. Когда Ярославские архипастыри были вызы­ваемы в Петербург для присутствования в Святейшем Синоде, то преосвященному Иринею поручалось совершение рукоположения ставленников в священные степени. Ставленников он заставлял жить в монастыре и за время пребывания их здесь заставлял их изучать тексты из Священного Писания. По несколько раз в день должны были они являться в келии Преосвященного. Он выходил, прочитывал какой-нибудь текст из Священного Писания и застав­лял их повторять его до тех пор, пока все не запомнят его. Тогда он делал изъяснение данного текста и выводил из него нравоучение.

Прирожденные черты характера, такие как твёрдость и воля, ино­гда сказывались в преосвященном Иринее. Он был по-прежнему строг и нелицеприятен в своих обличениях. Если он замечал раз­говаривающих в церкви, то во всеуслышание обличал виновных, не обращая внимания на их общественное положение. Это, конеч­но, нравилось не всем. Но простой народ любил Преосвященного за его подвижническую жизнь, за его нравоучительные беседы, за его проницательные мудрые советы по вопросам духовной жизни, за которыми к нему обращался каждый желающий. Среди совре­менников преосв. Ириней почитался за прозорливца. Главное же внимание Преосвященного было обращено на жизнь братии, соот­ветствующую иноческому званию. Строго и неизменно исполняя все правила иноческой жизни, архиепископ не отличался от про­стого инока. Пост и молитву он выполнял наравне со всей братией и большую часть своих доходов распределял на милостыню бед­ным и вспомоществование своим родственникам. Келейная жизнь иноков не оставлена была без внимания; на всё были установлены правила и изданы инструкции. Строго были преследуемы нетрез­вость, сварливость и другие пороки. Иноки и послушники явля­лись к нему после каждого Богослужения.

Года за два до своей смерти он устроил себе дубовый гроб и мо­гилу возле Спасской церкви. Рассказывают, что когда могила была готова, он пришел посмотреть её и, при виде этого последнего при­станища каждого человека, вспомнил всю свою прежнюю жизнь. Тихо скончался 18 мая 1864 года в возрасте 81 года и был погребен архиепископом Ярославским Нилом при громадном стечении на­рода».

Архимандрит Пимен (Благово), 1827 - 1897 гг.

Пимен (в миру Дмитрий Дмитриевич Благово) - архимандрит Толгского монастыря, духовный писатель, настоятель русской посольской церкви в Риме. «Автор книги «Рассказы бабушки» (1878-80 гг.), сочинений по истории Русской православной церкви, мемуарист и «исследователь дворянских родословий». Получив домашнее образование, в 1845-1849 гг. юноша учился на юридиче­ском факультете Московского университета. Среди студентов он выделялся образованностью и благонравием. По окончании уни­верситета он какое-то время служил в канцелярии московского ге­нерал-губернатора, состоял директором богоугодных заведений в г. Дмитрове. Женился, но брак оказался неудачным - жена сбежала, оставив на его руках четырёхлетнюю дочь Вареньку, умерла мать. В 1867 году он становится послушником подмосковного Николо-Угрешского монастыря и в течении тринадцати лет несет послу­шание при знаменитом архимандрите Пимене (Мясникове)». По­сле кончины своего наставника архимандрита Пимена в 1880 году, писатель переходит послушником в Толгский монастырь. В 1882 году он наконец-то получил развод. Дочь Варвара к тому времени была уже три года замужем за известным историком, профессором Казанского университета Д.А. Корсаковым. Препятствий для при­нятия монашества у Д.Д. Благово больше не было, и в 1882 году он постригается с именем Пимен в память своего духовного на­ставника. В том же году его рукополагают в иеромонаха. А в 1884 году отец Пимен был возведён в сан архимандрита и определён настоятелем русской посольской церкви в Риме, где и прожил до конца жизни.

Архимандрит Порфирий (Кулаков), (1897 -1910 гг. управления Толгской обителью).

Происходил из крестьян Нижегородской губернии. В миру - Петр Кулаков. «По обоюдному согласию с женою оба они ушли в 1876 году в монастырь: она - в Серафимо-Понетаевский, а он - в Павло-Обнорский, откуда через четыре года перешел в Толгский монастырь. Здесь он прожил тридцать лет, проходя все монастыр­ские послушания, «восходя от силы в силу. Скромный, удалявший­ся от всякой суеты и тщеславия, со скорбью принял он на себя в 1897 году должность наместника Толгского монастыря, каковую с честью нес до гробовой доски. Отошел ко Господу 29 апреля 1910 года, после 34 лет своей жизни в обители и 13 лет управления Толгским монастырём.

Отличительной чертой о. архимандрита было его смирение, не­злобие и молчальничество. Он первый шел на молитву и труд и этим побуждал иноков к спасительному для них послушанию. В последние годы жизни о. Порфирий стал прихварывать и ещё бо­лее предался созерцательному образу жизни. Келья и храм стали постоянными местами его излюбленных молитвенных подвигов, и только по обязанностям службы отрывался он от последних для посещения братства и хозяйства монастыря. Весьма бережливый, о. Порфирий имел глубокую заботу о предстоящем юбилее оби­тели, сохраняя свои сбережения к ремонту монастыря. При на­местнике о. Порфирии выстроен храм при Толгском подворье в г. Рыбинске».

Два родных брата отца архимандрита также служили Богу в чине монашеском. Один из них подвизался вместе с отцом Порфирием на Толге, другой ныне прославлен Церковью как пре­подобный Филарет Ичалковский.

Начало XX столетия отмечено пребыванием в обители таких подвижников, как игумен (впоследствии архиепископ Угличский, исповедник, священномученик) Серафим (Самойлович), 1910 — 1915 гг. управления обителью; будущий келейник патриарха Тихо­на схиархимандрит Анемподист (Алексеев), преподобномученики Иосиф и Никандр.

23 июня 1910 иеромонах Серафим становится наместником Ярославского Толгского монастыря. В этой должности он вновь после Аляски трудится под началом владыки Тихона. Произвел сложный и основательный ремонт всех храмов и монастырских зданий, в том числе и на подворьях в Рыбинске и Ярославле. В 1913 г. им была устроена сельскохозяйственная пчеловодческая школа с приютом для сирот, в которой за счет монастыря и бла­готворителей обучалось до 25 учеников. С началом войны 1914 г. игумен Серафим учредил при Толгском монастыре лазарет для раненых. Как наместник, он деятельно участвовал в подготовке и проведении праздника 600-летия монастыря (август 1914 г.). Руко­водил торжествами архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел. Обитель во главе с ее наместником в дни юбилея приняла множество богомольцев. Были устроены навесы для ночлега и раз­дача хлеба. Паломники бесплатно получали образки, брошюры и листочки духовного содержания.

В 1915 году отец Серафим был назначен настоятелем Углич­ского Алексеевского монастыря и возведен в сан архимандрита. Волей Божией впоследствии Владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

Владыка Серафим управлял Церковью до 30 марта (12 апреля) 1927 г. С освобождением из заключения митрополита Сергия он передал ему свои заместительские права. Арестован, отбывал за­ключение в Соловецком лагере, где его посылали постоянно на тя­желые общие работы. Поднимая кирпичи на постройку двухэтаж­ного здания, архиепископ Серафим упал с лесов и переломал себе ребра, которые неудачно срослись, что сделало его инвалидом. Осенью 1930 г. он был отправлен на строительство Беломоркана­ла, затем 3 года ссылки. 9 ноября 1937 г. священномученик Сера­фим был расстрелян в лагере.
Архиепископ Серафим был прославлен на юбилейном Архие­рейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 г. Память: 14 (27) ноября».

Преподобномученик Иосиф, иеромонах Толгский, +21.08.1918 г. родился в 1861 г. в крестьянской семье. В тридцать лет ушел из мира в Толгский монастырь, затем был переведен в Ростовский Троице-Варницкий монастырь, где и принял монашеский постриг. В 1900 г. его в сане иеромонаха направили для исполнения пастыр­ских обязанностей на флот. В июне 1901 г. возвращен в братство Толгского монастыря, где подвизался до Первой мировой войны. В качестве полкового священника находился в боях и военных походах. Награжден орденами Св. Анны 2-й и 3-й степени и на­персным крестом. В ноябре 1915 г. вернулся в монастырь. В апреле 1917 г. о. Иосиф был переведен в г. Рыбинск заведующим подворья Толгского монастыря. Будучи уведен ночью 20 августа 1918 г. с подворья, иеромонах Иосиф на другой день был найден убитым на реке Черемхе. Преподобномученик Иосиф был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года, указом Священного Синода от 17 июля 2001 года». Память: 21 августа.

Преподобномученик Никандр (Никифор Дмитриевич Прусак), иеромонах Толгский (+1918) родился в 1865 г. в Каменец-Подольской губернии, в крестьянской семье. В 1896 г. был пострижен в монашество в Зеленчукской пустыни с именем Никандр, а на сле­дующий год принял сан иеромонаха. Подвизался в Кавказском миссионерском монастыре, Волховском Троицком монастыре Ор­ловской епархии, в 1916 г. переведен в Толгский монастырь. Убит 30 июня 1918 г. Память: 30 июня.

К сожалению, многие сведения о монастырской братии утраче­ны, и нам остается только представлять себе уклад жизни и образ мысли монахов, подвизающихся на Толге более ста лет назад. В начале 1990-х годов на территории монастыря происходила рекон­струкция, в результате которой были подняты и перезахоронены в общую братскую могилу многочисленные останки захороненных на монастырском кладбище монахов и благодетелей. Многие ко­сточки отливали медовым оттенком, в каких-то захоронениях об­наруживались неистлевшие священнические и монашеские обла­чения. Эти факты свидетельствует о том, что многие насельники получили у Господа особую милость и их молитвами во многом стоит современная обитель.