Архимандрит Анемподист (Алексеев)

1917–1921 гг.

Архимандрит Анемподист (Алексеев Афанасий Алексеевич), год рождения — 1867. Место рождения Псковская губерния, Порховский уезд, Михайловская вол., д. Коляницы. Перед кончиной принял схиму с именем Антоний. Келейник Патриарха Тихона. Наместник Свято-Духова монастыря в г. Вильна до 1915 г. в бытность свт. Тихона архиепископом Виленским и Литовским. С 1915 по 1917 гг. архимандрит Донского монастыря в Москве.

Архимандрит Анемподист был доверенным лицом Святейшего Патриарха Тихона в последние годы его жизни, исполняя должность и секретаря и келейника. С 1917 по 1921 год являлся наместником Толгского монастыря.

Был вызван в Москву Патриархом Тихоном, чтобы занять должность настоятеля Знаменского монастыря в Москве, но пока должность настоятеля была занята, Патриарх оставил его при себе. С 3 сентября 1921 по 5 мая 1922 года исполнял послушание эконома и келейника Патриарха на Троицком Патриаршем подворье.

В то время как келейник Патриарха Тихона Яков Полозов находился в заключении, о. архимандрит Анемподист принял на себя обязанности келейника: докладывал ему о пришедших посетителях, производил уборку.

5 мая 1922 года арестован. Обвинен при аресте в «соучастии в антисоветской деятельности Патриарха Тихона». На вопрос следователя: «Какое имеет отношение к Патриарху Тихону и Синоду?», — ответил: «Отношения к Патриарху Тихону, как к святейшему отцу Православной Церкви чисто сыновние, повенительные и кроме этого исполняю все его поручения, касающиеся церкви». Далее на вопросы следователя о Синоде, деятельности Патриарха, о спрятанных ценностях на подворье, отвечал, что ничего не видел и ничего не знает. На следующих допросах (а его во время следствия в отличие от других допрашивали несколько раз) существенного ничего не добавил по сравнению с предыдущим показанием, особенно отрицал какие-либо незаконные связи Патриарха с заграницей.

Осужден по групповому делу «Дело Троицкого подворья. Москва, 1922г.»

Места заключения:
1) Москва, камера предварительного заключения при ГПУ, С 5 по 11 мая 1922 г.  
2) Москва, внутрення тюрьма ГПУ, с 11 по 23 мая 1922 г.

Был освобожден из тюрьмы под подписку о невыезде, дело было продолжено. 22 декабря 1922г. на заседании Коллегии ГПУ (судебном) было вынесено решение из-за отсутствия преступления о прекращении дела и об аннулировании подписки о невыезде.

С 1922 по 1925 год служит в Донском монастыре.

Как пишут современники, по освобождении из заключения (в 1923 г.) «в передней Патриарха встретил толстый, веселый архимандрит Анемподист и патриарший келейник Яков Онисимович с женой. Это были до ареста самые близкие, домашние люди. С ними Патриарх всегда шутил и чувствовал к ним домашнюю привязанность. Когда однажды о. Анемподиста арестовали, Патриарх о нем волновался, ездил хлопотать, — однако все же не удержался от шутки: „Вот еще одну изъяли церковную ценность — Анемподиста“».

«...Кто бывал в приемной Патриарха Тихона, в Троицком подворье на Самотеке, отлично помнят огромного, тучного, размашистого и быстрого в походке патриаршего эконома отца архимандрита Анемподиста, который при изъятии ценностей церкви этого подворья, облачившись заявил свой протест комиссии, а потом разоблачился и вышел из храма. Такой земной и плотяный по виду монах совсем не казался героем духа и нравственной силы. Однако Патриарх знал своего эконома, этого простого, малообразованного человека. Когда из суда приходили не сдастся, на него я надеюсь...» У москвичей в памяти остался архимандрит Анемподист, сидящий всегда рядом с Патриархом Тихоном в пролетке и сопровождавший его в поездках и принимавший всегда участие в богослужениях Патриарха. После смерти Патриарха Тихона был выслан из Москвы.

В 1924г. был введен в состав Высшего Церковного Совета.

Арестован в январе 1925 года в Москве. Осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 19/06/1925 по ст. 68 УК РСФСР. Приговорен к трем годам ссылки в Киркрай, исчисляя срок ссылки с 20.01.1925 г.

Места заключения:
1) Москва, Бутырская тюрьма, с 29 июня 1925;
2) Киргизия, г. Чимкент с 30 июня 1925 г.

Скончался в 1935 году в Астрахани, проживая там в полузатворе и безвестности на частной квартире, облекшись в великую схиму. Остатки его погребены на местном Духосошественском кладбище, невдалеке от кладбищенского храма, переоборудованного из надгробного склепа-часовни в связи с тем, что ранее бывший прекрасный кладбищенский храм был разобран до основания по указке местных властей.