Архимандрит Августин (Сахаров)

1798–1800 гг.

Игумен Августин (Сахаров)

«Родился 18 октября 1768 года в семье духовного сословия в селе Зверинцы ныне Ростовского района Ярославской области. Учился дома и в Ярославской семинарии, а затем был послан в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую главную семинарию для изучения высших наук с целью приготовления к учительству.

Пробыв в Петербурге с 14 декабря 1788 года по 30 мая 1792 года, Сахаров определён в Ярославскую семинарию учителем математики, географии, пиитики, греческого и немецкого языков и истолкователем Священного Писания. Спустя 5 лет его вызвали в Петербург читать в ту же Александро-Невскую семинарию церковное красноречие и греческий язык.

19 декабря 1797 года он пострижен с именем Августина и в апреле 1798 года определён ректором Ярославской семинарии и архимандритом Толгского монастыря. При нем император Павел пожертвовал в монастырь богатую ризницу. С 1800 года исправлял должность члена Ярославской духовной консистории и благочинного над монастырями Ярославской епархии. Отсюда его переместили в июле 1800 года ректором Рязанской семинарии и настоятелем Троицкого монастыря Рязанской епархии, а в декабре вызвали в Петербург на чреду служения и проповеди. В 1802 году Августин определён законоучителем 2-го кадетского корпуса с переводом в Антониево-Сийский монастырь, а оттуда в 1804 году в Троице-Сергиеву пустынь у Стрельны.

25 мая 1806 года Августин назначен, а 10 июня рукоположен во епископа Оренбургского и Уфимского. За тринадцать лет управления епархией он поставил 216 священнослужителей, снабдил церковные книгохранилища книгами на сумму более 30 000 рублей, построил 46 каменных церквей, здания семинарии и консистории вместо ранее сгоревших, значительно увеличил фонд семинарской библиотеки и решил больше 12 000 дел.

В 1819 году уволен на покой в Варницкий монастырь Ярославской епархии. Скончался 1 января 1842 года. Погребён в соборной церкви Варницкого монастыря в приделе преподобного Сергия.

Личность

Как личность преосвященный Августин казался до крайности своеобразным, даже как бы юродивым. Одевался он в простую шерстяную, и даже крашенинную, рясу и такой же подрясник; подпоясывался простым мужицким кушаком; ездил всегда, даже в торжественные дни, к обедне в простой извозчичьей кибитке на одной лошади. Пищу употреблял самую простую и требовал простоты в убранстве самого стола. Посещая в редких случаях знакомых в городе, не любил и не принимал от них никаких угощений. Отправляясь в гости, он заставлял своего келейника брать с собою сваренный в келье кофе и им в гостях угощался сам и угощал хозяев дома.

В характере преосвященного Августина преобладали сильная воля, настойчивость, прямолинейность, стремительность. Очень строго он относился к порокам духовенства, особенно к пьянству. Поэтому среди духовенства о нём сложилось мнение как об администраторе и человеке строгом, суровом и даже будто ничем неумолимом. Однако духовенство не питало к преосвященному Августину какой-либо неприязни. Наоборот, видя в нём человека необыкновенной жизни — в полном смысле аскета и подвижника, совершавшего жизнь в непрерывных упражнениях поста, молитвы и трудолюбия, — духовенство относилось к нему не со страхом, а с благоговением.

По природе преосвященный Августин был мистик. Он неоднократно имел разного рода видения и сновидения, которым придавал большое значение в смысле предчувствия и предуказаний. В память таких видений преосвященный Августин заказывал делать небольшие иконы и панагии, которых осталось после него более двенадцати. Он обладал и даром прозорливости и предсказания будущего. Так, он предрёк открытие самостоятельной епископской кафедры в Оренбурге. В 1812 году 12 октября, в тот самый день, когда армия Наполеона с позором оставляла Москву, преосвященный Августин явился в кафедральный собор и отслужил торжественный благодарственный молебен по поводу избавления отечества от неприятеля. Все сочли поступок преосвященного, по меньшей мере, странным, а некоторые подумали, что он впал в ненормальное состояние, но дальнейшие события подтвердили его правоту.

К началу управления Августина Оренбургской епархией относится, между прочим, то обстоятельство, что по своему крайнему формализму и взыскательности он настойчиво преследовал ректора своей семинарии, переведённого в 1804 году из ректоров Орловской семинарии архимандрита Филарета (Амфитеатрова), и многократными представлениями в Священный Синод, начиная с июля 1808 года, просил, на основании узаконений, отрешить его от всех должностей по учебному и епархиальному ведомствам, послать в монастырь и оставить ему на содержание половину получаемого жалованья по званию настоятеля трёхклассного Уфимского монастыря, то есть по 200 рублей в год. Но Священный Синод перевёл Филарета в 1810 году ректором в Тобольск, к Амвросию, с которым Филарет служил прежде в Оренбурге, а Августину предписал, что, находя управление его тягостным для епархии и поставляя ему это на вид, предлагает ему впредь управлять вверенной паствой без отягощения духовенства и не отвлекаясь судебными преследованиями по предметам, не заслуживающим того, от важнейших, лежащих на нём обязанностей. Впоследствии, когда отношения этих лиц переменились, митрополит Филарет благодетельствовал Августину.

«Поелику душа моя, — говорится в завещании, — при содействии всемогущества Христова, сохранена мною от всякой блудной скверны и нечистоты, то по смерти моей не обмывать моего тела, положить его в приготовленный мною гроб, совершить над моим телом священническое погребение и, закрывши гроб, предать мое тело погребению».