Крестовоздвиженский храм

В 1620 году царь Михаил Федорович пожаловал 40 рублей на строительство новой монастырской церкви. Возможно, замысел возведения еще одного храма возник после разрушения обители поляками. Теплый Крестовоздвиженский храм построили через пять лет при игумене Серапионе. В нем появился нарядный иконостас, богатая утварь; стены и своды были покрыты росписями, выполненными маслом.

В 1735 году к нему пристроили придел в честь праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчица. После переименований - в честь Иоакима и Анны, а затем в честь святителя Арсения Тверского - в 1818 году его реконструировали на пожертвования романовской помещицы Е. И. Лотыревой и освятили в честь Толгской иконы Божией Матери.

В 1838 году при архиепископе Аврааме в храме растесали окна и подняли своды, чтобы в нем было больше света и воздуха.

В 1867 году в алтарной части устроили придел во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра Николаевича. Это сделали в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда 4 апреля 1866 года.

С западной стороны к церкви пристроили двухэтажный корпус с отдельным входом, который служил палатами для епархиальных архиереев, а с конца XIX века его стали занимать наместники.

В 1878 году при архимандрите Павле (Глебове) храм благоустроили. Вместо четырех старинных печей, от которых шла копоть, в подвале поставили одну духовую, чтобы тепло распределялось равномерно по всей площади. Как и в соборе, здесь положили чугунные полы. Богатый иконостас переколотили.

В 1914 году к 600-летию монастыря церковь отремонтировали вновь. Северный придел расширили за счет галереи, свод которой подняли на значительную высоту, а также построили новое крыльцо.

После упразднения монастыря Крестовоздвиженский храм оставался действующим до конца 1920-х годов. Затем его использовали под общежитие, столовую, школу. На втором этаже размещался клуб, в котором работали различные кружки, духовой оркестр и кукольный театр.

В 1937 году для демонстрации фильмов в нем установили новую широкоформатную аппаратуру. Просмотру кинофильмов мешали металлические стяжки, которые бросали тень на экран. Их срезали автогеном, и под давлением тяжелого купола на потолке стали появляться трещины. В 1960-х годах стяжки попытались восстановить. Но, недолго простояв, они лопнули, и произошло обрушение сводов. Размер рухнувшего перекрытия был 130/126 метров. Около пятидесяти лет храм простоял непокрытым. Стены разваливались от сырости и деструкции кирпича. Возможность восстановления храма ставилась под сомнение. Святейший Патриарх Алексий II предлагал оставить руины храма как есть в назидание потомкам. Но все-таки было принято решение о его восстановлении. 

26 сентября 1999 года храм был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем.

В 2000 году по проекту архитектора Б. Бухты и монахини Тихоны (Поспеловой) был изготовлен иконостас. Иконы для него писали сестры обители и мастера Ростовской школы иконописи.

В 2001 году бригада заслуженного художника России Николая Мухина приступила к росписи храма. В 2002 году, закончив работы, мастера оставили свои имена в храмовой летописи: Н. Мухин, М. Антонин, Г. Горшков, М. Кирильчев, А. Суриков, А. Смирнов.

"Святая Толга, том 2"