Святые о святителе Игнатии

Преподобный Макарий Оптинский сравнивает его с великим подвижником древней Церкви Арсением Великим.

«Был Великий Арсений, и у нас в России был бы свой Великий Арсений, если бы он пошёл другой дорогой. Это – Игнатий (Брянчанинов). Это был великий ум».

Действительно, свт. Игнатий, вопреки своему самому ревностному желанию, промыслом Божьим был снят с пути уединения, с пути затвора и созерцательной жизни и поставлен на другую дорогу — руководства столичным монастырем [а затем и епархией] со всеми вытекающими отсюда последствиями. Об этом свт. Игнатий писал:

«Ни к чему в ней не прилепилось сердце, ничего мне в ней не нравится. Я занимаюсь устроением её как обязанностью, принуждаю себя любить Сергиеву пустынь. Обитель эта совершенно не соответствует потребностям монашеской жизни. Одного прошу, чтоб развязали меня с Сергиевой пустынью. Всякое решение Святейшего Синода приму с благодарностью».

Так, вместо наставника монашествующих — Великого Арсения — Православная Церковь получила другого Великого наставника всех христиан, ищущих духовной жизни.

Прп. Лев Оптинский своё отношение к святителю Игнатию, своему бывшему послушнику и ученику, выразил в таких словах:

«Я не в силах принести Вам моей благодарности за Вашу любовь и усердие к моему убожеству».

Прп. Варсонофий Оптинский не скрывает своего изумления перед его творениями, его умом:

«Когда я читаю его сочинения, я удивляюсь прямо ангельскому уму, его дивно глубокому разумению Священного Писания. Я как–то особенно располагаюсь к его сочинениям, они как–то особенно располагают к себе моё сердце, моё разумение, просвещая его истинно евангельским светом».

«Пятый том сочинений епископа Игнатия заключает в себе учение святых отцов применительно к современному монашеству и научает, как должно читать писания святых отцов. Очень глубоко смотрел епископ Игнатий и даже, пожалуй, глубже в этом отношении епископа Феофана. Слово его властно действует на душу, ибо исходит из опыта».

«А когда хоронили святителя Игнатия, Ангелы дориносили его душу и пели: «Архиерей Божий, святитель отче Игнатий». Вот была ангельская песнь».

Прп. Никон (Беляев) Оптинский, находясь в калужской тюрьме, просит принести ему пятый том сочинений свят. Игнатия «Приношение современному монашеству». С этой книгой он не расставался.

«На полях этой книги, на оставшихся незаполненными страницах и на небольших, аккуратно вклеенных листочках бумаги имеются карандашные записи, сделанные рукой старца Никона».

Он писал:

«Сочинения преосвященного Игнатия необходимы, они, так сказать, азбука духовной жизни».

Игуменья Арсения (Себрякова) о пятом томе сочинений свт. Игнатия отзывалась:

«Я читаю этот том, как изречения святых Отцов».

«Читала с большим удовольствием, с душевным утешением и назиданием. Дороги слова самого Владыки».

Схиигумен Иоанн Валаамский (Алексеев):

«Епископа Игнатия я читал ещё новоначальным послушником, но все его слова помню и теперь: проходящим молитвенный подвиг просто житья нет от буквоедов. Ах, как справедливо сказал мудрый епископ, и это у него вытекало из своего духовного опыта».

Игумен Никон (Воробьев):

«Как я благодарен ему за его писания! Не понять и не оценить его — значит, ничего не понимать в духовной жизни. Смею сказать, что сочинения епископа Феофана (да простит мне св. владыка) — работы школьника по сравнению с трудами профессора — творениями епископа Игнатия (Брянчанинова)».

«Все его писания взяты из Отцов и приспособлены для нас. Он пишет о самом нужном — о покаянии, которое есть единственная дверь ко всему доброму».

Игумен Никон (Воробьёв) о святителе Игнатии писал:

«Лучшего учителя для нашего времени нет».

 

Эти высказывания являются лучшим ответом всем критикам Святителя и оценкой их духовного состояния, о котором апостол Павел писал:

«душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь» (1Кор. 2:14).