Аскетические опыты свт. Игнатия Брянчанинова, часть I
Читатель, знакомый с Преданием Православной Восточной Церкви, легко усмотрит, что в предлагаемых его вниманию Опытах изложено учение святых Отцов о науке из наук,[1] о монашестве, — учение, примененное к требованиям современности. Главная черта, которою отличается деятельность древнего монашества от деятельности новейшего, заключается в том, что монашествующие первых веков христианства были руководимы Боговдохновенными наставниками, а ныне — замечает преподобный Нил Сорский согласно с другими позднейшими Отцами — монашествующие должны наиболее руководиться Священным Писанием и писаниями Отеческими, по причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати. Объяснение этого направления и необходимости в нем составляет основную мысль Опытов на всем их пространстве.
Статьи, из которых состоит моя книга, написаны в разные времена, по разным причинам, преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся в духовном сношении со мною. Оканчивая земное странствование, я счел долгом моим пересмотреть, исправить, пополнить, собрать воедино и издать печатно все статьи, написанные мною в сане архимандрита.[2] Счел я долгом моим сделать это по двум причинам: во-первых, по той, что многие статьи распространились в рукописях с большими или меньшими погрешностями; во-вторых, по той, что признаю себя обязанным представить христианскому обществу отчет по согляданию мною земли обетованной, точащей духовные дары и блага, — по согляданию монашеской жизни, какою она является в святом Предании Православной Восточной Церкви и какою Промысл Божий привел созерцать ее в некоторых живых представителях ее.
Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв об убогой душе моей.
Епископ Игнатий
1865 год
- О последовании Господу нашему Иисусу Христу
 - О покаянии
 - Видение Христа
 - О чтении Евангелия
 - О чтении святых Отцов
 - Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение
 - Истина и Дух
 - О любви к ближнему
 - О любви к Богу
 - О посте
 - О молитве
 - Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями:
 - О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям:
 - Дневной Апостол 1-го февраля 1840 года
 - Размышление о вере
 - Сад во время зимы
 - Древо зимою пред окнами келии
 - Дума на берегу моря
 - Молитва преследуемого человеками
 - Кладбище
 - Голос из вечности (Дума на могиле)
 - Учение о плаче преподобного Пимена Великого
 - О слезах
 - О молитве Иисусовой. Беседа старца с учеником
 - Чин внимания себе для живущего посреди мира
 - Молящийся ум взыскует соединения с сердцем
 - Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель
 - Доказательство воскресения тел человеческих, заимствованное из действия умной молитвы
 - О смирении (Разговор между старцем и учеником его)
 - О терпении
 - О чистоте
 - Слово утешения скорбящим инокам
 - Крест свой и Крест Христов
 - Роса
 - Житейское море
 - Совесть
 - О рассеянной и внимательной жизни
 - О навыках
 - Размышление о смерти
 - Слава Богу!
 - Сети миродержца
 - Песнь под сению Креста (Заимствовано из 15-й главы Исхода)
 - Размышление при захождении солнца
 - Фарисей
 - Посещение Валаамского монастыря
 - О монашестве. Разговор между православными христианами, мирянином и монахом
 - Вера и дела
 - О евангельских заповедях
 - О евангельских блаженствах
 - Отношение христианина к страстям его
 - Об истинном и ложном смиренномудрии
 - Чаша Христова
 - Плач мой
 
[1] Преподобный Кассиан Римлянин. Слово о Скитских Отцах и о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4
[2] Святой Иоанн Дамаскин, к концу своей жизни уединившись в лавре преподобного Саввы, собрал все, написанное им в течении жизни, тщательно пересмотрел и исправил, чтоб доставить сочинениям своим наибольшую отчетливость. Так поступил муж, исполненный Божественной благодати: тем более оказался обязательным этот образ действования для составителя Аскетических Опытов. Четьи Минеи, 4 декабря. Житие святого Иоанна Дамаскина.









