И тогда епископ Трифон, оставив путь к Ростову, благословил построить на месте явления иконы деревянную церковь. Владыка и его спутники «нача своими руками сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу». Весть о чудесном явлении дошла до Ярославля, и множество горожан и жителей окрестных деревень поспешили на помощь епископу в постройке храма: «и текоша все многое множество людей на оное место ко епископу... и способствовали творимому делу». Первыми они испытали на себе чудотворную силу иконы: «и многие исцеления были тогда различными недуги одержимым».

За один день строительство храма было завершено, в него перенесли обретенную икону. Епископ Трифон, освятив церковь во имя Введения Богоматери во храм, «братию собра и монастырь устрой и игумена в нем постави».

Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу, а празднование чудотворной иконе Толгской Богоматери было установлено 8 августа, в день явления святыни.

Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны, они содержатся не столько в немногочисленных сохранившихся документах, сколько преимущественно в различных редакциях «Сказания о явлении и чудесах иконы Толгской Богоматери». На сегодняшний день известно более ста его списков. Одна из наиболее подробных редакций составлена в 1694 году Михаилом, предположительно монахом Толгского монастыря, она содержит роспись 38 чудес. Одной из причин такой краткости сведений является пожар, бывший в монастыре через несколько десятилетий после его основания и уничтоживший до тла все его грамоты и документы. Чудотворная икона была найдена после пожара целой и невредимой «в дубраве на дереве» около монастыря. Монахи, считавшие святыню погибшей, взяли образ и «обрадовано несоша с пением честно на прежде бывшее место, яже где бяше по явлении». Позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню.

Об этом пожаре упоминается в копии с ведомости, представленной настоятелем монастыря игуменом Филимоном в Ростовскую духовную консисторию от 30 апреля 1779 года, где между прочим сказано: на каком основании оный Толгский монастырь построен, какие ему грамоты и привилегии даны были, о том по пожарному случаю никакого подлинного известия не найдено.

Однако, на основании всего этого, что рассказывается о начале Толгского монастыря, можно видеть, что это не был так называемый ктиторский или вотчинный, одним словом «готовый» монастырь, один из тех, которые строились богатыми людьми, особенно князьями, которыми они владели как своей собственностью. Не был он построен и каким-либо богатым частным лицом, имеющим ввиду потом поселиться в нем в качестве монаха или желающим приготовить себе и всему своему роду фамильное место для погребения, как это сплошь и рядом практиковалось в те времена.

Основателем монастыря здесь выступает местный епархиальный епископ, самый факт и место основания являются не заранее намеченными и обдуманными, а случайными, вызванными непредвиденным обстоятельством явления иконы. Строителями монастыря, в буквальном смысле этого слова, является сам епископ, его свита и подоспевшие на помощь Ярославцы.

Таким образом, на основании всей обстановки, среди которой получил свое начало Толгский монастырь, его с положительным правом можно отнести к тем немногим древне-русским обителям, которые, на подобие Киево-Печерского монастыря, были выстроены без предварительного злата и серебра, с одною только верою и упованием на помощь Божию.